Под тишиной в Донецке сейчас понимают не сонные спальные застройки с уютными двориками среди многоэтажек, а те районы города, куда реже всего, а в идеале – никогда не падали снаряды. Хотя таких уже почти не осталось. Еще один важный фактор – наличие в доме воды. Из-за проблем с водоснабжением в Донецке немало районов, которые не видели воды в кранах уже несколько месяцев. Но есть и такие, где вода идет если не круглосуточно, то дважды в день.
Если в первый виток военного конфликта в 2014-2015 годах стоимость аренды квартиры в Донецке варьировалась от 1 000 до 3 000 рублей, с учетом того, что некоторые владельцы и вовсе не брали арендную плату с жителей обстреливаемых районов, предлагая семьям с детьми и животными оплачивать лишь коммунальные услуги, то сейчас цены вызывают у многих дончан недоумение.
Напомним, что минимальная заработная плата в ДНР составляет порядка 10,5 тысяч рублей, минимальная пенсия – чуть менее 8000 рублей, а средняя зарплата – около 20 тысяч. Кроме того, из-за мобилизации многие семьи остались без своих главных кормильцев. А стоимость аренды жилья в центре города сейчас стартует от 9 тысяч рублей с дополнительной оплатой коммунальных услуг. Максимально дорого обойдется съем трехкомнатной квартиры в Ворошиловском районе – не менее 15 тысяч рублей без коммуналки. Причем, чтобы найти подходящий вариант квартиры с хорошим ремонтом, наличием интернета, мебелью и хозяевами, которые не против детей и домашних животных, придется пересмотреть не одно предложение.
Аренда жилья в самых тихих и безопасных районах Донецка – Буденновском и Пролетарском, обойдется дончанам в 7-12 тысяч рублей без коммунальных услуг.
Сдаются квартиры и в обстреливаемых районах города. И цены здесь на порядок ниже. В Куйбышевском районе можно снять квартиру за 4 тысячи рублей, в Петровском, который ежедневно попадает под обстрелы – за 2 тысячи. Но если квартиросъёмщик думает, что этой суммой можно обойтись, то он ошибается. Еще одной проблемой, с которой столкнулись жители Донецка, стали риелторы.
Большинство риелторских компаний и частных лиц берут 100% оплату за свои услуги. То есть взнос за квартиру за первый месяц обойдется человеку не в 9 тысяч рублей, например, а в 18 тысяч с условием оплаты услуг риелтора. Также требуется залог в размере месячной оплаты.
Получается, что для въезда в среднюю квартиру в более-менее спокойном районе придется выложить разом от 25 до 30 тысяч рублей. А это серьезная сумма для среднестатистической донецкой семьи.
- Я занималась поиском жилья еще до начала эскалации, - рассказала жительница Донецка Элла. – Хотели перебраться поближе к школе, где учится ребенок. Тогда снять хорошую, «не убитую» двухкомнатную квартиру можно было за 6-8 тысяч рублей. А недавно мне позвонили знакомые и предложили посмотреть «трешку» как раз в нужном мне районе. Якобы хозяева уехали с началом спецоперации далеко на Север России, возвращаться пока не собираются, потому решили сдать свое жилье. Я - опытный квартиросъемщик. По описанию поняла, что квартира не в лучшем состоянии, но зато у меня не просили комиссию и залог, поэтому решила посмотреть. То, что я увидела, вышло за грани понимания… Никто не потрудился даже минимально привести жилье в порядок: висящие обои, дырявый линолеум, сорванный унитаз, множество хозяйских вещей, а на кухне на столе – открытая банка с недоеденным вареньем… При этом доверенные лица хозяев радостно сообщили, что я могу вынести сама кое-какой мусор и сделать минимальный ремонт. За все это добро они просили 8500 в месяц плюс полная оплата коммунальных услуг.
Элла рассказала, что о такой практике уже наслышана. Хозяева сдают старую квартиру в ужасном состоянии недорого с условием, что жилец сделает там небольшой ремонт. Причем в ремонт обычно входит не только поклейка обоев, но и замена советской сантехники, ржавых труб, смена окон… Жильцы, веря в то, что они тут надолго (хозяева давно живут либо в Украине, либо в России), вкладывают в обустройство немалые суммы. По истечению срока договора, который обычно заключается на год, в освеженной квартире появляются хозяева и заявляют, что нашли покупателей, а съемщикам пора съезжать.
- О такой схеме мне рассказал один знакомый риелтор, - поделилась Элла. – Это очень удобно для хозяев: и деньги капают, и ремонт идет, и претензий никаких. Поэтому на жилье а-ля «бабушкин вариант» я не соглашаюсь.
Вот так и выходит, что пустых квартир в Донецке много, но жители обстреливаемы районов или беженцы из полуразрушенных городов не могут себе позволить самостоятельно снять жилье.