– Все эти проректоры пройдут комплексную оценку на предмет их квалификации и соответствие требованиям сегодняшнего дня, – заявил Кучеренко. Как объяснил замруководителя ведомства, важно, чтобы студенты формировались не только как специалисты, но и как «полноценные граждане российского общества».
Как скоро реализуется эта идея и каким образом педагоги будут проводить воспитательную работу среди 18-22-летних (то есть уже вполне взрослых) россиян, в деталях пока не сообщается. Наверное, это покажет время. Сами же студенты по-разному восприняли эту идею.
– У нас в вузе нет такой должности, но если ее введут, мне будет как-то не по себе, – говорит второкурсница Алина, которая учится в Москве и живет в общежитии. – Это получается, что меня кто-то начнет контролировать – с кем дружу, как провожу досуг? А вдруг воспитатели будут мне навязывать те взгляды, которые мне чужды?
А вот четверокурсник Кирилл считает, что критиковать эту идею, не опробовав на практике, рано:
– Я был бы не против, если бы у нас в вузе был проректор-мужчина, к которому можно было бы обратиться за советом или помощью в вопросах, не касающихся лекций. Да и дисциплину в группе хорошо бы подтянуть. Главное – не смешивать воспитание с политикой или с вопросами личной жизни. Мы, молодежь, не любим, когда на нас давят.
Своим мнением о рекомендации Минобранауки поделился с «МК» первый зампредседатель Госдумы РФ по образованию Олег Смолин.
– Решение это правильное. Проректоры по воспитательной работе уже есть в некоторых вузах, в том числе во многих частных – и есть опыт положительной работы, – рассказал он. – Вопрос в том, как будет производиться эта самая воспитательная работа. Главный враг работы – это ее бюрократизация. Так что если эту идею забюрократизируют, то результат будет отрицательным. Если же в вузах подойдут к ней творчески, живыми методами – он будет положительным.
Решение о повсеместном воспитании студентов «МК» прокомментировал ректор ГИТИСа Григорий Заславский:
– Во многих вузах эта должность и раньше существовала. Когда я только пришел в ГИТИС, у нас она была. Другое дело – что никакой пользы от этого человека не было, воспитательной работой он по сути не занимался. Вместе с тем у нас до последнего времени была сотрудница, в обязанности которой входила организация концертов, которые мы даем в детских домах и домах ветеранов, она же отвечала за вопросы взаимодействия с военкоматом и пр. Сейчас же нам, действительно, пришла такая рекомендация, о которой вы говорите. Обязанности проректора по воспитательной работе в нашем вузе будет выполнять проректор по общим вопросам, поскольку нового проректора мы назначить не можем – у нас и так их достаточно (четверо). Вообще эта необходимость мне кажется насущной, и плохо, если где-то этого не было.
Григорий Заславский пояснил свою позицию тем, что сегодняшние дети взрослеют медленнее.
– Сегодняшние ребята часто и в 20 лет, и старше остаются немного подростками. Еще два года назад, когда поднимался вопрос о необходимости воспитательной работы в спортивных секциях и кружках, я несколько раз, выступая, говорил, что и в вузах тоже необходимы воспитатели, которые будут по сути классными руководителями. Студенты – это часто абсолютные дети, у них очень много вопросов, с которыми они к нам обращаются, и иногда такие вопросы бывают очень личными. Так что роль воспитательной работы может быть очень важной и необходимой. И к этой позиции я пришел не сейчас – я говорил о ней и два года назад, и три.