Хотя в целом почти две трети россиян согласны с необходимостью воспитания патриотизма в стенах школы, в разных возрастных группах баланс между ответами «за» и «против» отличается. Так, среди респондентов старше 60 лет идею поддержали 75%, среди 45-59-летних – 73%, среди 35-44-летних – 69%. И так далее по нисходящей. Из числа тех, кто недавно закончил школу (молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет), с необходимостью патриотического воспитания на уроках согласилось только 46%, то есть меньше половины опрошенных.
Поговорив с родителями из Москвы, заставшими советский школьный период, мы убедились, что в целом идею они поддерживают, но с большими оговорками. Понятно, что при проведении опроса эти нюансы не учитывались.
– Лично я не вижу ничего плохого в возрождении пионерии – это сплотит наше молодое поколение, позволит почувствовать себя частью большой и многонациональной страны, – считает 50-летняя Александра, мама близнецов-пятиклашек. – Но только это нужно делать не в том, «коммунистическом» формате, который был в моем детстве. Советское школьное прошлое у меня ассоциируется с обязаловкой и формализмом. – Например, галстуки и пилотки, на мой взгляд, – это лишнее. До сих пор с содроганием вспоминаю, как каждое утро приходилось гладить галстук, потому что, если придешь в школу в мятом – тебя будут отчитывать перед всем классом. А сам прием в пионеры был для нас настоящим стрессом! В первую партию принимали отличников, галстуки им повязывали на Красной площади. Остальных – хорошистов и троечников – считали чуть ли не людьми второго сорта. У многих, кто не попал в первую группу, доходило до истерик.
– Наследие советского прошлого, которое точно не нужно вводить – это еженедельные уроки политинформации, – считает москвич Руслан (43 года). – Мы приходили в класс к 7.30, по очереди выходили к доске и рассказывали подготовленные дома новости о перевыполнении заводами плана, о посевах зерновых. Это было настолько скучно! К идее патриотического воспитания надо подойти креативно — может быть, устраивать какие-то викторины об истории России, привычные ребятам флешмобы, видеоролики о Родине снимать… И это не должно быть обязаловкой. Надо заинтересовать детей!
Учитель одной из московских школ Людмила Ивановна (69 лет) заверила «МК», что и она, и ее коллеги очень ждут усиления патриотического воспитания.
– Как раз вчера мы в коллективе это обсуждали. Мы все — за возврат в прошлое, - рассказывает педагог. – Современные дети очень разобщены, и если снова будут пионеры, октябрята — это очень хорошо. Форму, отличительные знаки, девизы, саму идею патриотизма – всё это нужно вернуть. Именно в школе все это можно привить.
– А с чем, на ваш взгляд, связано такое различие в мнении поколений? Пожилые хотят возврата в прошлое, а у молодежи единства меньше…
– Это связано в 20-летним провалом: после распада СССР у нас в стране долго патриотизмом не занимались, поколение 90-х было упущено, произошло разобщение, процветал ярко выраженный индивидуализм. Детям говорили: «Тебе надо ставить цель и идти к ней». В итоге выросло молодое поколение эгоистов, готовых ради карьерного роста бросить товарища. А ведь раньше были звездочки, сильные помогали слабым, тянули их, старшие помогали первоклашкам. Ребята были дружными, были коллективные дела.
Прокомментировать различия результатов опроса в разных возрастных группах мы попросили доктора психологических наук, академика РАО Александра Асмолова:
– Во-первых мы имеем дело с эффектом рейтингового гипноза, в роли которого часто выступают социологические опросы. Нужно избегать эффекта рейтингового гипноза и не попадать под ситуацию непонимания подлинных установок россиян. Респонденты могли отвечать, исходя из установки: «Так думает большинство». Это один из самых опасных эффектов, который искажает реальную картину. Второй момент, касающийся любого опроса – резкое несогласование между реальными мотивами людей и мотивировками. Подлинные мотивы поможет выявить мой коллега, которого зовут доктор Фрейд. Когда я иду в театр с женщиной, от которой не могу оторвать глаз, мотивировка – посмотреть «Мастер и Маргариту» на Таганке, а подлинный мотив — это то, о чем я не буду никому говорить. Каждый раз, когда имеем дело с опросами, мы наблюдаем резкий диссонанс между мотивом и мотивировкой.
Старшее, «пуганное поколение», склонное, как никто другой, защищать себя и давать социально приемлемые мотивировки. Поколение же, выросшее в эпоху вариативного образования, образования по выбору, имеет более критичное мышление и вряд ли хочет, чтобы их загоняли в «стаи». Поэтому мы имеем дело по сути с реакцией на психологическое манипулирование. Более молодое поколение выбирает свой собственный путь, а не путь приспособления под реальность.
Что же касается разговоров о патриотическом воспитании в школах, то чем больше мы манипулируем сознанием детей, тем больше вероятность обратного эффекта. Это я считаю огромным просчетом современного просвещения и современной пропаганды. Заниматься силовым введением патриотизма – прямая дорога к тому, чтобы раз и навсегда отбить любовь к Родине.