Руслан Адамов сейчас живет в Красноярске. До 2015 года он тренировал национальную сборную Руанды по карате.
- Я жил и работал в Руанде 4 года, до сих пор поддерживаю отношения с местными, о ситуации там в курсе. За последние годы в стране ничего не поменялось. Это же Африка, — говорит Руслан Адамов.
- Руанда готова принять беженцев?
- Если там есть беженцы, то они из стран, где реально идет война, голод и холод. Программы для вынужденных переселенцев организует ООН – выделяют деньги, курируют, строят лагеря. Лагерь беженцев представляет из себя пространство, огороженное проволокой, куда сгоняют людей, держат их там, как скот. В том месте они ждут, когда их куда-нибудь переселят, чему-то обучат, что-то с ними сделают. Особо ими заниматься не станут. Руанда в этом плане не Европа. Даже местные мечтают сбежать из страны во Францию, Бельгию, Германию.
Беженцам надо понимать, что без прививки от желтой лихорадки туда лучше не прилетать. Болезнь смертельная. Если человек не привился, то 100 процентов умрет. Из заразных инфекций еще есть малярия. Но это заболевание протекает, как обычная простуда, лечится таблетками. Ее опасаться не стоит.
- Как обстоят дела с медициной?
- С медициной всё печально. От некоторых заболеваний в Руанде не спасают. Масса случаев, когда люди мучительно и долго умирали, помощь им не могли оказать.
Однажды на моих глазах у пассажира в автобусе случился приступ эпилепсии. Ему не смогли оказать помощь.
Когда приходишь на осмотр в поликлинику, врачи не надевают перчатки. Перед тем, как сделать укол, не обрабатывают кожу спиртом, просто втыкают шприц и всё.
Много людей заражены ВИЧем и СПИДом. Из десяти человек восемь болеют и не знают об этом.
- Смертность в стране высокая?
- Средняя продолжительность жизни в стране – 40 лет. Такая ситуация по всей Африке. Руанда еще одна из самых густонаселенных стран континента. Люди живут везде, на каждом холме. Едешь по трассе - хоп, кто-то из кустов выскочил.
Рожают тоже много и часто. Но детская смертность высокая. Из десяти новорожденных трое выживают.
Я приехал туда в 2011 году, там на улицах трупы лежали. Когда уезжал в 2015, тела периодически убирали. Это с учетом того, что Руанда считается одной из африканских стран, которая развивается семимильными шагами. Но опять-таки, весь бюджет – это международные дотации. Если мировое сообщество перестанет давать деньги, что они будут делать с этими беженцами, которые к ним приедут?
«Женщины стригутся налысо, нечем мыть голову»
- Как же вы там жили?
- Я работал по контракту с национальной сборной по карате. Тренировал спортсменов. Мне платили хорошую зарплату. На первое время меня поселили в мусульманском районе, который построил Муаммар Каддафи, которого там любили и боготворили, потому что он помогал африканцам. Потом мои друзья-бизнесмены из русской диаспоры, предоставили мне свой дом. В нем никто не жил, и меня поселили его охранять. Это был двухэтажный особняк, пятнадцать комнат. Бытовые условия нормальные, только горячей воды не было. В Руанде нужно устанавливать бойлер для нагрева воды, для местных это дорогое удовольствие.
Если туда приедут беженцы с деньгами, то снимать нормальный дом на большую семью, выйдет минимум 1000 долларов в месяц. Апартаменты стоят 500 долларов.
Можно найти пристанище и за 10 долларов. Но там, кроме четырех стен, ничего нет. Спать придется на голой земле.
- В Руанде есть богатые люди?
- Конечно, есть. И бизнес там ведется. Например, есть те, кто на приграничных территориях с Конго скупают минералы и продают.
Местное население, в основном, бедное. Женщины не могут позволить себе купить средства для волос, поэтому стригутся налысо. Дети и подростки тоже все лысые – и мальчики, и девочки. Их стригут, чтобы не было педикулеза.
Бесплатное образование школьники получают в интернатах. Детей собирают со всей страны и свозят в деревни, где располагаются учебные заведения. Однажды я проводил мастер-класс в таком месте. Интернат представляет из себя огромный ангар на 1000 коек, где живут и учатся дети.
- Что там с магазинами?
- Когда я там жил, то западных брендов было много. Из европейских секонд-хендов собирали гуманитарную помощь и привозили в Африку. Местные растаскивали вещи и продавали на рынках. На базаре можно было за 2-3 доллара выхватить шмотки «Дольче Габбана» или «Армани». Несмотря на нищету, народ там следит за модой, они красавчики в этом плане. Последнее отдадут, но приоденутся. Стиляги еще те.
- Продукты дешевые?
- Раньше в Руанде было всего 3-4 централизованных супермаркета, в которых продавалось много всего. Но там недешёвый товар. 90 процентов местных отоваривались на рынках, где можно было купить фрукты, овощи, мясо.
Помню, когда первый раз пришел на рынок, то перед входом почувствовать нереальную вонь. Там оказалась яма, куда скидывали тухлые продукты. Голодные дети копошились в ней, что-то ели.
- Рестораны, кафе есть?
- Есть классные семейные рестораны, которые открыли экспаты из Европы. Чек в таком заведении от 100 долларов минимум. Местные туда, конечно, не заглядывают.
«Могут забить до смерти»
- Наверное, люди мечтают уехать оттуда?
- Уехать хотят, но не могут. Слишком дорого. К тому же, чтобы уехать, нужен загранпаспорт, который стоит 100 долларов, не у всех есть такие деньги. Его еще не всем дают.
В Руанде жесткая миграционная политика. Как я понимаю, установка идет не от местных властей, а от Запада, который контролирует население. Они считают, что местные не должны покидать регион.
Чтобы покинуть страну, люди должны предоставить счет в банке, на котором будет много денег и предъявить бизнес-проекты за границей - официальный документ, что ты поехал на какую-то конференцию или сделку. Иначе никак.
- Народ следит за обстановкой в мире?
- Еще как следит. Я до сих пор общаюсь со спортсменами, они поддерживают Россию. Их тоже коснулась ситуация. У них есть все ресурсы – алмазы, золото, нефть, а они говорят: «У нас нищета, голод, смерть и больше ничего». Местные ведь драгоценные металлы могут нарыть лопатой. Знаю историю, как один мужик копал туалет на своем участке и нашёл. Люди там могли бы быстро разбогатеть, но им не хватает интеллекта.
При этом в Руанде живут много американских экспатов, многие работают по волонтерской программе, участвует в проектах. Приезжают студенты из Европы и Южной Кореи.
- Что можно сказать о менталитете жителей Руанды?
- У них развито обострённое чувство справедливости. Если они поймали вора, а полиция вовремя не приехала, то человека могут забить до смерти за поступок. Такая же ситуация, если на дороге кто-то собьёт насмерть человека.
У них трепетное отношение к детям, не дай бог обидеть ребенка. Вроде как воспитания они особо не получают, но такие вещи у них на подсознательном уровне.
Конечно, в стране много попрошаек. Если увидят белого, то подбегут к нему и начнут клянчить деньги. Им с детства внушают, что у белых много денег, они нехорошие и не хотят ими делиться.
50-60 процентов местного населения не умеют ни читать, ни писать, но зато могут говорить на двух-трех языках, например, на английском и французском. Грамматики и наполненности у них в голове нет, учат разговорный, приспосабливаются.
Еще надо остерегаться пьяных. Алкоголь их губит. Помню, приехал в деревню, там женщины ковыряются в поле. А мужики целый день пьют пиво. Дурнеют они мгновенно. Если в баре выпьют пиво, становятся неадекватными, гоношатся, кидаются на посетителей.
- Беженцам реально найти работу?
- Сомневаюсь. Разве что в поле пахать. Зарплата 100 долларов считается очень хорошей.
- Зачем вас пригласили развивать спорт в страну, где людям нечем мыть голову?
- Страну надо развивать, поэтому приглашают по контракту иностранных специалистов. Я ведь не только спортсменов обучал, еще полицейских, военных. Это была дотационная программа. В Руанде работали много педагогов из наших университетов, военные летчики из России обучали местных на вертолетах летать. Кстати, вертолеты в Руанде сделаны на казанском авиационном заводе. Раньше страна сотрудничала с харьковским предприятием, но потом Казань их переманила, предложила лучшие условия.
Когда в 2014 году началась история с Крымом, нам всем сказали: «Дорабатывайте контакт и улетайте». Тогда отношение к русским сильно поменялось. Хотя местные не хотели, чтобы мы уезжали. Но спонсирует все программы Америка, выхода у нас не было. В Руанде находится одно из самых крупных американских посольств. Здание занимает три этажа сверху и три под землей. По периметру посольство охраняет огромное количество военных.
Честно говоря, я бы вернулся. Но кто мне там зарплату будет платить? Мне там нравились мои спортсмены. Физика у них хорошая, а вот морально-волевые качества хромали. Они не понимали, как можно преодолевать трудности. Я им для поднятия духа показывал наш фильм «9 рота».
Расскажу историю. У меня тренировалась девочка, которая стала бронзовым призёром чемпионата Африки. После этого её приняли бесплатно в университет, чтобы она выступала за сборную. Она его закончила, получила специальность менеджера по гостиничному бизнесу. Сейчас работает в отеле Руанды, получает 800 долларов. Если бы она не занималась профессиональным спортом, не показала бы результат, то ее не взяли бы в университет, она не получила бы образование. А вы спрашиваете, зачем им спорт?
- Русская диаспора там большая?
- Сейчас уже меньше. Да и тогда было человек 30 – это украинцы, казахи и русские. С посольскими выходило около 50 человек. Многие после событий 2014 года уехали. Заработок тогда упал, всё поменялось.
Так что беженцам с Украины там делать нечего. Почему вообще возникла такая идея? Может, для освоения бюджета. Деньги нужно отрабатывать.