То, о чем с начала года и особенно с весны говорили государственные мужи и чиновники, будет претворено в жизнь. С 1 сентября 2022 года каждую новую учебную неделю школы будут начинать с поднятия флага и исполнения государственного гимна России. Школам уже дано добро на закупку государственной символики. А историческое образование младшеклассников интегрируют в существующие уже в «началке» курсы «Окружающего мира» и «Основ религии».
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что до конца мая в регионы страны будут разосланы рекомендации по историческому просвещению первоклассников. Акцент будет сделан на локальную историю: города, края, области, села, где проживает школьник. А также на освещение событий Великой отечественной войны. Кроме того, для младшей школы рекомендовано использовать дополнительные видеоматериалы. «Мы будем вводить киноуроки на исторические темы, это тоже будет одно из нововведений следующего учебного года», — сказал Кравцов.
Новации в школе совпали со стартом новых образовательных стандартов в РФ. Особенно тщательному пересмотру будет подвергнуто преподавание истории по всему школьному курсу. Вокруг патриотического воспитания подрастающего поколения всю весну шли дебаты и высказывались предложения. В апреле Сергей Кравцов сообщил, что принято решение начать исторического образование наших школьников с 1-го класса. Предложение было неверно истолковано, будто прямо с 1-го класса теперь будет введен урок истории.
Сейчас министр расставил точки над «i», но вопросы, однако, остаются.
— Я не совсем понимаю, что собираются добавлять в «Окружающий мир», — говорит учитель начальной школы из Москвы Лариса Петренко. — Там в программе и так много истории. Формирование Руси, введение христианства, все крупные вехи истории отражены. На том уровне понимания, какой есть у 7-9-леток. Дети раскрашивают карты в рабочих тетрадях, схемки составляют, вклеивают картинки по темам.
Видео — хорошая вещь, младшеклассники любят кино смотреть. Но программа уроков насыщенная. Родители и так стонут — очень много домашних заданий. Как именно мне перекраивать рабочие планы, не понимаю. Наверное, придется пойти по пути укрупнения заданий, что не очень хорошо.
Грядущие изменения в работе школ активно обсуждаются в учительской среде. Особенно много изменений в работе историков. Из того, что уже известно и очевидно — многие рекомендованные планы составлены на основе тех же учебников, но с перестановкой в темах. «Я не собираюсь устраивать чехарду и как преподавал все последовательно, так и буду делать, — говорит учитель истории Сергей. — А то зачем такое нужно: вначале изучаем параграф 15, потом 10, затем 12-14. Какой-то бред».
Даже при наличии электронных планировщиков рабочих программ (РП), которые есть в Сети, многие учителя не понимают, что делать. «Учебники придется подгонять под учебную программу, а не наоборот, потому что программы с тематическим планированием будут едины, — считает учитель истории в средней и старшей школе Валентина. — Скажем, в программе сказано, что на таком-то уроке в этой четверти вы должны изучать государственное устройство викингов, а у вас в учебнике в это время революция 1917-го года. Так, вы должны найти допматериалы, чтобы обеспечить детям викингов. Примерно так». А еще сейчас, в горячую пору окончания учебного года, школы обязали провести одну-две историко-патриотических экскурсии или выездные занятия.
Другие учителя тоже несколько сбиты с толку. «Я всегда творчески выстраивала свои уроки, давала много дополнительного материала, — рассказывает преподаватель русского языка и литературы Елена. — Но недавно нашлась дотошная родительница, раздобыла где-то программу и принялась строчить на меня жалобы в РОНО и Департамент за несоответствия. Сейчас, в такой ситуации, как быть учителю, если темы будут расходиться с учебником?»
Впрочем, находится среди учительского корпуса место и здоровому пофигизму. «Открываете конструктор. И там во всё, но особенно в РП, вставляем «воспитательные фишки», — советует Илья, история и обществознание. — Пишем всюду: «Патриотическое воспитание», «Гражданское и духовно-нравственное воспитание», «Трудовое воспитание», «Эстетическое воспитание»… И на каждом уроке надо показывать эти основные направления воспитательной деятельности. И будет вам.
Переживем этот ФГОС-3, переживем и 144-й ФГОС. И все другое, что нужно школе по однозначно верному мнению чиновников около образования».