Резчик по дереву Александр Ивченко, который принимал участие в создании монумента, объяснил исчезновение скульптуры.
– Тут нет никакой сенсации. Мы с самого начала знали, что бабушка в сквере будет находиться один день. Ночью мы ее перевозим в Центр военно-патриотического воспитания «Музей–диорама».
– Почему не оставили памятник в сквере?
– Моё убеждение – человек к культуре должен подходить подготовленным. Например, в нашей мастерской представлены порядка десяти композиций. Мы делаем большой проект про любовь. Когда люди заходят неподготовленные, с улицы, у них эффект как у ребенка: ух ты, классно, покажите еще. Когда про какую-то работу начинаешь рассказывать, народ вцепляется в душу, над некоторыми скульптурами плачет. Запускается механизм, и то, для чего мы работаем, включается.
– То есть, если бы бабушка стояла на улице, механизм не включился бы?
– Если поставить скульптуру военной тематики в сквере, то кто-то пробежит мимо на работу, кто-то ляжет рядом на травку отдохнуть, кто-то будет смотреть на светомузыкальные фонтаны, где играет Boney M. Возникает эмоциональный диссонанс. Скульптура работает немножечко не так. Для этого нужна определенная настроенность.
Поместить бабушку логично в мемориальный комплекс, куда люди идут целенаправленно, чтобы узнать об обороне Воронежа, об этих годах. Народ направляется туда зачем-то. И это зачем-то их встречает в том числе в лице бабушки. Поэтому такой скульптуре не нужно стоять на улице.
Тем более у бабушки в руках знамя, которое три недели ехало с передовой. Нам его передали бойцы шахтерской дивизии. И что, мы вот так просто возьмем и бросим его на улицу, под дождь, под снег, под ветер? У меня рука не поднимется.
– Вас не смущает, что саму бабушку - Анну Ивановну - вывезли из ее дома украинские военные?
– Судьбой бабушки мы задавались с самого начала. У нас образовался что-то типа оперштаба по сбору информации. Мы говорили с донецкими военнослужащими, с людьми, скажем так, из спецчастей, которые не в протокольном разговоре демонстрировали большую готовность искать и найти бабушку. Связывались с братьями, один из которых живет в Харькове, другой на российской стороне. Они за деньги эвакуируют людей в Россию только им известными огородами. Украинский брат добрасывает до границы людей, со стороны России их встречает другой брат. Они готовы были привезти бабушку.
Поверьте, наши очень хотели достать эту женщину. Я знаю не понаслышке. Но украинцы сделали это раньше, понимая ценность пенсионерки. Поэтому бабушку сейчас сделали «патроном» информационной войны.
Я отработал в тележурналистике 15 лет. Знаю, если человека посадить перед камерой и заставить говорить полтора часа, то потом можно собрать любую нарезку. Героя ролика можно выставить либо пацифистом, либо охотником на инопланетян. Бабушка на последнем видео не произнесла ни одной фразы, где она четко выражает свою позицию. Мы видим дезориентированного человека. Сколько и каких ее суждений осталось за кадром, нам никогда не покажут.
Но самое первое видео, в котором она не отказывается от флага, послужило поводом к нашему отношению к женщине. Именно поэтому бабушка – народная героиня. Что изменилось от того, что ее фактически взяли в плен и крутят мозги?
Я видел, как женщина отстаивала убеждения, флаг. Разве это не сильный поступок?