Регламентация в российском законодательстве средств индивидуальной мобильности (СИМ)— а именно электросамокатов, моноколес, гироскутеров и другой малой моторизованной техники для передвижения — рассматривается не первый год, но сейчас на эту проблему обратили внимание и в верхней палате — «малый транспорт» попал в повестку дня Комитета СФ по обороне и безопасности. Проработать вопрос об ОСАГО для СИМ комитет рекомендует МВД совместно с Российским союзом автостраховщиков.
Помимо введения обязательного страхования гражданской ответственности для водителей малого электротранспорта, в СФ согласились с идеей ограничить максимальную скорость электросамокатов и им подобных колесных средств, а также предложили различать их личное и коммерческое использование. Иными словами, человек, поехавший на электроскутере покататься в парк, должен с точки зрения закона ощутимо отличаться от доставщика еды, наматывающий в день не по одной сотне километров на аналогичном транспорте.
Можно ли реализовать такое страхование технически — вопрос открытый. ОСАГО для частных электросамокатов можно ввести только вместе с номерными знаками — физическими или электронными. Об этом корреспонденту «МК» рассказал сотрудник столичного главка ГИБДД. То есть весь продающийся — а также, что еще сложнее, весь имеющийся парк таких устройств нужно будет оснастить индивидуальными «маячками», которые могут считываться пешими или автомобильными патрулями полиции.
–Ни обычная патрульная группа, ни даже мотобат не угонятся в городе за электросамокатом, особенно если он «отвязан» от ограничителя и развивает больше 40 км/ч, - рассказал офицер. – Погони в потоке пешеходов невозможны, а именно по тротуарам самокатчики часто передвигаются. И как предполагается проверять страховку или цель поездки?
По словам сотрудника ведомства, можно было бы проверять на наличие страховки или (если такое положение будет введено) водительских прав на мопед водителей-доставщиков, одетых в униформу. Но что делать, если в ответ на такие проверки курьеры снимут униформу и перестанут по виду отличаться от «частников»? Проверять же весь поток подобных колесных устройств невозможно в принципе — для этого в ГИБДД не хватит сотрудников.
В то же время ОСАГО все-таки можно ввести для электосамокатов, причем число застрахованных СИМ будет, при соответствующем решении, исчисляться многими тысячами. Речь о прокатной технике — операторы городской аренды самокатов (кикшеринга) вполне могут согласиться на такое предложение от государства (если, конечно, предложение будет сделано тоном, не допускающим отказов). Тариф страховки просто будет «зашит» в стоимость аренды: для пользователя услуга немного подорожает, но и только.
– Технически это будет сделать несложно, местонахождение каждого нашего самоката контролируется в реальном времени, идентифицируются они однозначно, в том числе с точки зрения конкретного пользователя, - отметили в одной из кикшеринг-компаний Москвы. - Если решение будет принято, у каждого пользователя будет своя индивидуальная история, вплоть до блокировки учетной записи при тяжелом ДТП или постоянной аварийной езде. И наоборот - «позитивная» история, например, отсутствие превышений скорости, будет положительно влиять на тариф. С точки зрения «железа» мы к этому готовы уже сейчас.
Это, повторимся, самокаты прокатные. А вот очевидных методов против частных СИМ, пожалуй, не просматривается. Кроме, разве что, «нулевой толерантности» ДПС именно к личным, не прокатным, устройствам. Как это сделали около 10 лет назад со скутерами: когда для управления ими стали требовать водительских «прав», патрули ДПС поголовно проверяли скутеристов даже во дворах. В итоге подобные устройства в большинстве своем отправились «в деревню» - а из Москвы практически исчезли.