— В Киеве обстановка в целом нормализовалась, — утверждает Илья. — Даже посольства возобновили свою работу. Комендантский час, конечно, никто не отменял, он длится с 22 часов до 5 утра.
— Что с обеспечением, продуктов хватает?
— Не все магазины работают, но выбор продуктов все-таки есть, экономика работает. Конечно, идет инфляция, цены подскочили на 5-8%. Например, литр молока в магазинах стоит около 40 гривен, по нынешнему курсу, который сейчас искусственно поддерживается, это 94 рубля. За килограмм мяса нужно отдать 170 гривен. На базаре, что удивительно, мясо можно найти дешевле, например, за 105 гривен за килограмм.
Малый бизнес продолжает работать. Кафешки открыты. Бизнесменам сократили налоги. Я, например, каждое утро хожу пить кофе, беру круассаны.
— Как обстоят дела с гуманитарной помощью?
— Гуманитарка поступает в больших количествах. Все объемы аккумулируются в Польше, а потом отправляются на Украину. Из продуктов питания поступают в основном крупы, тушенка, различные консервы, питьевая вода, бинты, гигиенические средства. Желающих получить продуктовые наборы много. Очередь надо занимать с самого утра. Если придешь в середине дня, то можно получить продукты только ближе к вечеру.
— Какая обстановка на дорогах?
— Постов стало меньше, а машин больше. Местные жители начали возвращаться в Киев. Те сварные конструкции из рельсов, типа «ежей», со многих дорог убрали, чтобы не создавать пробки. Но дороги на многих участках остаются разбитыми.
Те, кто вступил в ряды территориальной обороны, ведут себя уже более адекватно. Не позволяют себе лишнего, более уважительно относятся к горожанам. С ними стало общаться проще. Хотя бездомные их по-прежнему обходят стороной. Буквально вчера одна из бабушек без определенного места жительства жаловалась мне на «атошников», которые раздали горожанам оружие. Они теперь их шпыняют, всячески угрожают, а защититься им нечем. Говорит, что и им надо выдать по автомату.
— Есть в городе проблемы с бензином?
— Топлива не хватает, поэтому такси надо ждать достаточно долго. Но заправиться можно. Цены на бензин субсидируются, государство добавляет на каждый литр бензина 5-7 гривен. Реальная стоимость бензина — до 45 гривен, но так как цена субсидируется, литр бензина стоит уже 35-37 гривен (82-86 рублей).
Но на заправке дают только 10 литров. Я, например, заправляюсь, еду — делаю круг, снова заезжаю на заправку, потом еще один. Таким образом, добираю 30 литров бензина. На это уходит не больше 15 минут, очередей на заправках нет. Подвоз ГСМ идет со стороны Польши. Препятствий нет, пути открыты, все деблокировано, перемещение по Киевской области свободное.
А вот станции технического обслуживания не работают. Я, например, не могу никак «переобуть» машину с зимы. Также простому смертному сейчас невозможно попасть на обследования в больницу. Все клиники и госпиталя забиты ранеными. Мне нужно сделать рентген ключицы после сложного перелома, но возможности такой пока нет.
— На улицах стало многолюднее?
— Люди возвращаются, хотя мэр города Кличко просит с этим повременить, ссылаясь на то, что в городе еще не спокойно. Но киевляне просто потратили все свои сбережения, поэтому и едут домой. Заработать на Западе сейчас не просто, многие местные там сами сидят без работы. Но горожане сейчас вдохновлены заявлениями о возрастающей помощи. Джо Байден попросил у конгресса США в 10 раз увеличить объем помощи Украине — с 3 до 33 млрд долларов. Наш патриотизм подпитывается Западом. Но немало еще перегибов. Например, те блогеры, кто четко не обозначил свою позицию к происходящему сейчас на Украине, попадают в опалу. Нейтралитет сейчас не приветствуется. Пацифистам на Украине сейчас тяжело. С подачи чиновников на остановках вывешиваются плакаты с портретами «национал-предателей», кто покинул страну. В соцсетях идет их травля.