Уникальное дело "голландцев": бывшие супруги осуждены за хитроумную контрабанду картин

Оба получили по четыре года условного срока

Весьма нестандартное дело о контрабанде культурных ценностей рассмотрел на этой неделе Мещанский суд столицы. Супружеская пара москвичей придумала хитроумную схему. Они переправляли картины голландских и немецких художников по почте. Причем не вывозили полотна за границу, а ввозили их в Россию. Такая необычная попытка обогатить отечественное культурное пространство обернулась для ценителей прекрасного тюремным сроком.

Оба получили по четыре года условного срока

Тонкая «почтовая» афера вскрылась еще в 2019 году. В руки таможенников попали более десятка полотен конца 19 – начала 20 века, которые были ввезены в нашу страну из Европы под видом обычных посылок и бандеролей через Международный почтамт. Оказалось, что это полотна голландских художников. Правда, особой ценности они не представляли – вероятно именно поэтому и был выбран такой способ перемещения произведений искусства через государственную границу.

Авторами схемы оказались бывшие супруги из Москвы – адвокат Евгений Рывин и безработная, судя по материалам дела, Татьяна Александрова.

Защитник Александровой, адвокат Дмитрий Рагулин, рассказал «МК», что супруги всегда интересовались искусством. Им, как ценителям прекрасного, даже отдавали свои картины друзья и знакомые. По словам юриста, дорогих полотен семейство никогда не приобретало. Большинство произведений искусства – это находки, сделанные на блошиных рынках в Нидерландах и других странах, куда Рывин и Александрова ездили в качестве туристов.

Однако следователи такую тягу к живописи расценили как контрабанду и завели уголовное дело. Расследованием занялось управление на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу.

Квартиру супругов оперативники поставили на «прослушку». Больше всего детективов взволновали телефонные разговоры Рывина. По данным следствия, юрист рассказывал собеседникам о том, что у него якобы имеются поистине ценные полотна на продажу. Среди прочего упоминались картины Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского и Василия Поленова. К Рывину и Александровой следователи нагрянули с обыском, но ничего особо ценного не нашли.

Но и не особо ценные произведения искусства сыщики вынесли из жилища, рассказал адвокат. После этого судьба картин так и осталась покрыта тайной.

- По закону изъятые полотна должны были быть приобщены к делу в качестве вещественных доказательств С частью из них так и поступили. Но среди изъятого есть картины, местонахождение которых до сих пор неизвестно и процессуальный статус непонятен. По моим данным, они были переданы в таможенное управление. Почему именно туда – тоже загадка, - посетовал защитник.

К слову, экспертов по живописи, которых привлекли к работе над делом следователи, тоже оказались не под впечатлением от арестованных картин. Все 14 полотен на реликвию никак не тянули. В среднем их стоимость оценивалась в 6 – 10 евро. Ни одной работы известных художников в коллекции тоже не нашлось. В деле фигурируют названия картин, большинство из которых даже невозможно найти на сайтах аукционных домов и компаний. Например, «Парусники в море», «Лошадь и куры», «В винном погребе». Последнее полотно, вероятно, принадлежит  кисти немецкого художника Вилли де Пре. На аукционных сайтах полотно описывается как «коллекционная и антикварная ценность, способная стать достойным экземпляром в музейных и частных коллекциях».

Сторона защиты считает, что поводом к возбуждению дела стало то, что супруги решили увильнуть от необходимости платить таможенные пошлины, которые могли бы превзойти реальную стоимость каждого полотна. Однако у следователей был и другой повод заинтересоваться парой коллекционеров.

По данным стороны обвинения, за одну из работ, которая впоследствии так и не была найдена у фигурантов дела, Рывин в телефонном разговоре запросил у покупателя миллион долларов. Пропустить такое мимо ушей детективы никак не могли.

Тем не менее, несмотря на тяжесть обвинения и серьезность возможных последствий – статья о контрабанде культурных ценностей предполагает до 12 лет лишения свободы – реальность оказалась куда как прозаичнее. Оба бывших супруга получили по приговору Мещанского суда по четыре года условно и по 300 тысяч рублей штрафа. Правда, защита настаивала на полном оправдании.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру