Но все-таки, хочется разобраться, тоже как с Дали. Почему слоны на тонких ножках, почему в голове муравьи? Почему экс-министр просвещения, профессор выступает за «выравнивать» детей в сторону уменьшения их умственных способностей?
Много чести одаренным — пеняет Васильева. «Я много раз говорила и еще раз повторю: я считаю, что мы в последние годы очень увлеклись, очень много внимания уделяем именно одаренным детям». Что же, верно. Не заглядывай туда, где парят жирафы и облачные силуэты. Равнение держим на фон.
Еще не столь давно, многие и сами это понят, воспитание у нас происходило в духе пролетарского интернационализма. Это когда все равны, но рабочие «равнее» как класс. Ну а такие ругательства, как «Самый умный нашелся!», «интеллигент паршивый» или «очкарик … (дальше вы знаете)» имели самое широкое хождение на 1/6 части земной коры. Наряду с чеками «Березки» и пивом «Жигулевское».
А что теперь? Во-первых, изобрели линзы, очки надевать необязательно. Во-вторых, придумали кучу методик детского развития: Монтессори, Доман, Железновы, Зинченко... Зачем стране стобалльники-олимпиадники, зачем экономике умники-айтишники? Математики-аналитики — изобретатели волшебной пал..., ой, искусственного интеллекта. Когда и так незаурядных талантов у нас что грязи. Ступить некуда...
Кстати, о талантах. Иисус рассказывал о талантах. В формате притчи, разумеется — все-таки он как социолог и философ читал свои лекции 2000 лет назад. Талант — монета разменная, довольно небольшого достоинства, считал Иисус. Брось талант под камень, там и останется. Закопай в землю — таланты лягут мертвым грузом. И только пущенные в оборот, обращенный в дело, талант приумножится.
В таком-то смысле, сейчас к одаренным детям у нас относятся по по-божески. Есть лагеря под президентские программы, и разные там «кубы», IT-проекты для детей. Есть центры для юных талантов. Целая сеть олимпиад, которые тоже помогают талантливым детям достигать престижных университетов. Даже из провинции.
И только троечники, тихие троечники остаются без призора. Хотя, и не понятно, почему — в Москве, во всяком случае, в каждой школе работают кружки, которые могут посещать все. Да они есть и не только в школах. Став взрослыми, троечники обычно благополучно находят себя: немало их и среди чиновничества, и в Госдуме, и в сырьевом секторе экономики. Но, видно, для сменяемости посредственности в природе этого недостаточно. Необходим круговорот. И вот уже академия образования спешит на помощь.
Гуманисты всех времен всегда осознавали самоценность таланта. Казалось бы, не надо никому объяснять, что поддержка талатливых детей это правильно. Умная голова — первый рубеж, залог будущего науки. А без науки нет развития, а без развития не видать прогресса... Педагогических теорий много, но все базируются на совершенствовании, развитии всех заложенных в ребенке способностей. Раздувании, а не тушении божественного огня. Развитием, а не уравниванием занимался известный педагог и психолог Лев Выготский и его последователи. Вся наша современная педагогика вышла из Выготского. «Высокий уровень способностей (одаренность) может быть достигнут только в ходе развивающего обучения, которое опирается на зону ближайшего развития», - писал ученый. Сегодня детскую одаренность изучает профессор психологии МГУ Александр Асмолов. Он много пишет о том, как талантливому ребенку не зазвездиться или не раствориться «в большинстве», как нацелиться на знания, а не на «первые места» и награды... Но нигде заслуженный педагог не размышляет о том, зачем-де эти одаренные нам нужны. Давайте не будем ими заниматься, ведь остальным обидно.
«Постоянство памяти» — так называется самое известное полотно Дали с текучими часами. Оно вызывает у людей самые разные ассоциации, но никто еще не сравнивал Дали со школой. Зря. Полотно очень похоже на родительское собрание времен, когда в школе хвалили троечников и не замечали таланты. Мухи летают и дохнут, часы текут и утекают в вечность. Вокруг — одна пустыня, фон стагнирует. А красный секундомер, который символизирует на картине будущее, разъедается муравьями.