Озвучивая тему продленки, Володин привел цифру: сегодня такие группы «есть только в трети школ». Два главных пункта, на которых стоит сделать акцент: во-первых, «в случае принятия закона группы продленного дня станут частью образовательного процесса», а во-вторых, плата за продленку для родителей должна снизиться, так как законом «устанавливается право регионов на дополнительное финансирование групп продленного дня». Кроме того, «наряду с присмотром и уходом за детьми должны осуществляться подготовка к учебным занятиям, проводиться кружки и секции, культурные мероприятия и др.».
«МК» выяснил у главы Национального родительского комитета Юрия Оболонского отношение родителей к законопроекту:
– Если в столичных школах уровень организации ГПД высокий, то про регионы этого сказать нельзя. А хотелось бы, чтобы во всех школах страны был задан образовательный стандарт, который ориентировался бы на хороший уровень. Тем более что сейчас, как известно, продленка необходима большему количеству родителей, ведь срок пенсионного возраста у нас отодвинулся, и бабушки с дедушками уже не сидят с внуками, как прежде. Этот провал нужно заместить школой.
Юрий Оболонский рассказал, что многие родители хотели бы, чтобы на продленке их детьми занимались школьные воспитатели. Поскольку у них самих времени на это, увы, нет.
Сейчас главный недостаток таких групп, как жалуются родители, что дети в них предоставлены сами себе.
– Работающие родители, которые не могут посвятить себя детям, заинтересованы в том, чтобы после школы ребятишки не болтались произвольно по школе, а были бы под присмотром и могли заниматься с преподавателем теми предметами, в которых они не успевают и по которым им сложно делать домашнее задание, – считает Оболонский.
– А что означает, на ваш взгляд, что продленка станет «частью образовательного процесса»?
– Я думаю, это когда дети делают домашние задания под руководством учителя. Если на продленке будет все это объединено: и образовательные занятия, и культурные, и спортивные мероприятия, то это было бы замечательно.
Москвичка Евгения, мама 11-летней Насти, подтвердила недостатки сегодняшней продленки. Ее дочка ходила туда с 1-й по 3-й класс:
– Нам еще повезло: у нас была длительная продленка, и многие мамы, когда я им об этом рассказывала, завидовали мне. Потому что в других школах она была всего на пару часов, до 16 ч. В нашей школе есть сборные классы до 19 часов, и даже была организована группа до 21 часа. Стоило это три года назад 1 500 руб, но сейчас, как я узнала, ГПД стоит 3 тыс. руб.!
Евгении есть с чем сравнивать: она сама была на продленке в советское время.
– Конечно, в наше время все было по-другому. С нами и уроки делали, и занятия дополнительные проводили, даже фильмы какие-то показывали. А сейчас, если ребенок ходит в какой-то школьный кружок, то это еще хорошо, а если не ходит, то просто сидит в классе и делает «домашку». Либо сидишь занимаешься своими делами... Я думаю, что под формулировкой, что продленка станет частью образовательного процесса подразумевается как раз то, что и было раньше: учителя были обязаны заниматься во время продленки с детьми уроками. Был дежурный учитель. Сейчас этого нет, разве что если родитель сам договорится об этом с учителем. Сейчас вся «домашка» на родителях, неважно, ходит ребенок на продленку или нет.
По обилию комментариев под этой темой можно судить о накопившихся «болевых точках» продленки; например, родители из глубинки пишут: «В моем городишке школы в две смены работают, места под продленку нет в принципе». Другие родители жалуются на нехватку мест в группах: «В нашем лицее справки требуют, чтобы оба родителя работали, только тогда возьмут в группу продленного дня. Потому что мест для детей не хватает». Некоторые жалуются, что дети там ничего не делают, а только «сидят и смотрят в окно». Также многие мамы и папы требуют в своих комментариях, чтобы продленка была бесплатной, вот одна из жалоб: «1300 в месяц стоит ГПД в Ростовской области, отличная вещь, но цена безбожная!».