Закрытые сетевые магазины одежды и обуви заставляют не только с грустью смотреть на тёмные витрины и закрытые ставни привычных брендовых точек, но и обращать внимание на альтернативные способы приодеться по-модному.
Проходя по улице, замечаю мужчину-рекламу — то есть, одетого в рекламный плакат сетевого секонд-хенда. Надписи привлекают: «Всегда новые поступления», «Скидки на товары», «Брендовые вещи за копейки». Брендовые за копейки? Тут уж даже если не собирался, то зайдёшь. Значит, заходим!
Людей в магазине немного, но проходимость большая - одни уходят, другие заходят. Пенсионерка в довольно модной одежде медленно перебирает лёгкие шарфики, женщина средних лет выбрала несколько пар джинсов и направляется в примерочную. Всё как везде. И даже полки с вешалками загружены товаром.
— А это уже новые вещи? – спрашивает одна из посетительниц.
— Да, позавчера привезли, - приподнято отвечает продавщица Елена.
Взгляд падает на надпись на стене: «Новые поступления 13.04». Этикетки тоже убеждают – товар зарубежный (надписи «Made in Italy» или даже названия известных брендов явно не подделанные). Откуда же такое богатство?
— У нас основной товар идёт из Нидерландов, Германии, Италии, - объясняет продавец. – Проблем с поставками пока не было. Вот у нас заявлено было 13 числа – тогда всё и пришло. Не знаем, как там дальше будет. Но пока не жалуемся. Товары приходят. И я довольна теми вещами, которые поступают.
Разговор прерывает покупательница с целым образом в руках: джинсы, несколько кофт и шарфик. Цены на товарах не увидишь. В секонд-хендах (правда, не во всех!) особая система оценивания вещей: кладёшь всё на весы и в, зависимости от полученного веса, продавец озвучивает цену.
— 1000 рублей! – громко произносит Елена.
Цена и правда приемлемая. В крупных магазинах, да по нынешним временам, такой же набор вещей уже влетел бы в копеечку.
— Лена, здравствуй! – торжественно восклицает только вошедшая пожилая женщина в модной шляпке. – Сейчас кое-что покажу тебе, вдруг узнаешь.
Из пакета достаётся сумка, которая была куплена в этом же магазине, но улучшенная самой покупательницей: пришита новая заклёпка и значок, похожий на Gucci. Находчивость и ловкость рук вызывает восхищение! Похоже, всем надо вспоминать, как держать нитку с иголкой. Ведь если сейчас секонд-хенды не испытывают стльных проблем, то в обозримом будущем эксперты видят риск полного закрытия таких выгодных точек.
— Доля иностранных товаров в секонд-хендах достигает 100%, - поясняет Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). – Грузовые перевозки с Евросоюзом нарушены, а большая часть товаров в секонд-хенды доставлялась именно оттуда. Может, будут варианты логистики через страны Евразийского экономического союза, но это будет значительно дороже. Кто не закроется – у тех будет подорожание. Вообще, на лёгкой промышленности потребители увидят быстрее изменения, чем на всём остальном.
Эксперт также считает, что могут вернуться комиссионки, ведь даже российские производители не смогут покрыть такие объёмы издержек, которые могут создаться уже скоро. Глобальные замены могут быть лишь менее известными товарами из Китая, но для секонд-хендов всё сложнее. По словам эксперта, рынок вторичной одежды в Китае и Индии не так развит, как в Евросоюзе.
Несетевые секонд-хенды уже стали ощущать происходящие изменения. Товары поступают, но как долго это продлится – неизвестно.
— Буквально вчера новые товары пришли, - делится своей историей Лариса, владелец небольшого магазина секонд-хенда в подмосковном городе Видное. – На складах товар ещё остаётся, поэтому пока проблемы нет, но что будет дальше… Распродам весь товар, а когда закончится – уже и магазин, скорее всего, буду продавать. Смысла уже не будет в нём. Сейчас в основном товары из Германии, Нидерландов. Много из Турции идёт. Но у меня уже есть сомнения, что и дальше так хорошо всё будет идти.
А ведь в этом небольшом магазине покупать ещё выгоднее. Настоящие бренды, не подделка. Некоторые ещё с ценниками. И снова эти надписи: Zara, H&M и даже ярко-жёлтые брюки Polo. Покупатели не упускают возможности ухватить модный бренд за какие-то 300-800 рублей за штуку. Вспоминаются слова из известной песни: «Гудбай, Америка, где я не буду никогда». Так сейчас секонд-хенды постепенно говорят гудбай европейским товарам. А мы, похоже, совсем скоро будем прощаться и с самими секонд-хендами. Но, может, не навсегда?