В одном из любимых местными жительницами салонов красоты Туркменабата (экс-Чарджоу) делятся, что сидели без работы с самого начала пандемии. Гурбангулы Мяликгулыевич, как врач по профессии, был строг насчет карантина, а вот Сердар Гурбангулыевич (отец и сын Бердымухамедовы — авт.), сменив отца на посту президента, ограничения стал ослаблять... Человек молодой, в карантинной стране ему самому скучно. Только туркменская индустрия красоты вернулась к работе, как вот – на тебе...
- Только немного стали зарабатывать, как опять появились патрули красоты!
- Это что такое?
- Рейды по салонам красоты. Без предупреждения налетают и если видят, что кто-нибудь, к примеру, наращивает ногти, то штраф 500-1000 манатов или в камеру на 15 суток.
- Женщину, которая всего лишь хотела быть красивой?
- Нет, мастера, который эту услугу предоставил. Самой женщине обойдется в 300-500 манатов в зависимости от вида инородного предмета в ее теле.
- От чего???
- Официально штраф называется «за использование инородных предметов в женском теле». Имеются в виду искусственные ресницы, ногти, волосы — все не настоящее, в общем.
- А грудь увеличенная?
- О, это у нас давно под запретом.
- Это прописано в законе?
- Нет, но все в курсе. Разрешенными остались только стрижки и обычный маникюр с педикюром, но на этом мы не выживем. У нас мужей и детей женщины сами стригут, и друг друга тоже.
Поверить в такое трудно, но ни одна туркменка из клиенток салонов красоты ни за что не заговорит на такую деликатную тему с посторонним человеком. Но у меня в самом сердце Туркменистана есть не просто подружки, а кровные родственницы — у них и спрашиваю. Строго анонимно, само собой.
- Да, это правда, - отвечают мне.
- Вы расстроены?
- Неее, нам-то что с этого?! У нас красота натуральная!
Это ну очень туркменский ответ, иного я и не ожидала! Поэтому тут же захожу с другой стороны.
- А как же это контролируют? Вдруг кто дома запрется и сам себе ногти с ресницами нарастит?
- Не получится! Из продажи накладные ногти с ресницами давно пропали. А если кто из Турции и привезет, то на улицу в них не пойдешь. И даже на свадьбу. Если патруль нагрянет, будут проблемы.
- Патруль красоты? Прямо на свадьбу может пожаловать?!
- Конечно! А почему нет?
- А если женщины были просто не в курсе, что нельзя «посторонние предметы в теле»?
- Как это не в курсе, если по домам ходили и оповещали всех?! Список давали, чего нельзя — морщины разглаживать, колоть в себя тоже нельзя ничего для красоты, только для здоровья. И предупреждали, что за нарушение задержание и штраф. А если денег нет, то в тюрьму.
Вот так между делом и выясняется, что «рейды красоты» со своим средневековым требованием аж ходили по домам! Однако все попытки найти хоть какой-нибудь официальный циркуляр, чтобы посмотреть, как сей запрет формулируется и чем обосновывается, ни к чему не приводят. Местная пресса Туркменистана тоже на сей счет нема как рыба: да и негоже государственным СМИ, а иных в Туркменистане и нет, опускаться до «мусолинья такого мелкотемья» - именно к такой категории относит мой вопрос единственное из восьми официальных лиц, у которых я пыталась получить ответ на вопрос: чем же женщине мешают ногти, ресницы и гладкая кожа?!
- Этого приказа в прессе вы и не найдете, - отвечают мне. - У государства много серьезных дел, чтобы на это еще бумагу тратить. Но на неофициальном уровне я могу пояснить вам, из-за кого такой запрет.
- Неужто первая леди, всех румяней и белее, и ресницы с ногтями у нее должны быть всех длиннее?!
- Нет, что вы. Это министр внутренних дел.
Мне спокойно поясняют: каждый новый правитель обычно меняет кабмин, а каждый новый министр первое время старается казаться активным. А поскольку преступности в солнечном Туркменистане давно нет, приходится ловить нарушительниц с ногтями и ресницами. Но вообще у каждого силового министра свой вкус. При прошлом, к примеру, женщин ловили и штрафовали за ношение джинсов, коротких и облегающих платьев и за обесцвечивание волос.
Но все равно ловля модниц как способ выслужиться для силового министра на фоне полного преступного безрыбья вызывает во мне сомнения. И я все-таки вытягиваю истину из уст одного умного экономиста. Который, впрочем, как и все в этой чудесной стране, где женщины естественно красивы, а министры неестественно активны, имя свое называть не хочет.
- Никто не сошел с ума, для запрета есть реальный повод. В туркменские салоны просочились партии низкопробного и откровенно опасного для здоровья женщин косметического материала. Это стало известно после ряда неприятных инцидентов с клиентками. Кто-то провез то ли из Китая, то ли из Турции популярный у женщин товар, но из самого дешевого сегмента. Особенно опасно в этих партиях все то, что как бы «внедряется» в лицо или тело — импланты, нарощенные ногти, ресницы и волосы, филлеры для губ, ботокс против морщин, тату-краска и все подобное. Проникновение такой гадости в организм чревато общей интоксикацией и даже сепсисом. Но что салоны красоты, что женщины — это такой народ, которому ничего не объяснишь, все равно будут тайком и колоть, и клеить, и вставлять. Поэтому решили просто взять и запретить все то, что «внедряется». А за нарушения наказывать манатом или арестом - так у нас все понимают, даже модницы.