— Сейчас студенты последних курсов педколледжей могут только проходить практику, а преподавать в школах имеют право лишь студенты последних курсов педагогических вузов. Поэтому считаю, что студенты педагогических колледжей, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и готовые к работе в начальных классах, должны иметь такую возможность. Особенно там, где учителей не хватает, — заявила Казакова на Коллегии Министерства просвещения.
Решать кадровый вопрос в начальной школе, безусловно, необходимо, но стоит ли это делать именно таким путем — с привлечением неоперившихся и еще даже не получивших среднее профессиональное образование студентов?
— Думаю, нет, — считает подростковый психолог-профориентолог Симона Филимонова. — 18-летний студент — это с психологической точки зрения «старший подросток». Я сейчас не говорю про необходимый педагогический опыт, дело даже не в нем, а в том, что у студента колледжа у самого еще не совсем созрели рефлексивные способности. Иными словами, ту или иную школьную ситуацию он не способен оценить с точки зрения взрослого человека. Первоклашкам очень сложно и с адаптацией, и с развитием, педагогу нужно знать много тонкостей. Проходить практику, стажировку под руководством наставника студенту, безусловно, очень нужно и важно. Но работать, мне кажется, рано. Подросток сам еще ребенок, ему хочется пробовать себя в разных областях, направлениях.
А вот у педагога начальных классов оказалось другое мнение.
— Думаю, идея интересная. Можно попробовать! — считает учитель одной из московских школ Людмила. — Хорошо, что в школы придут молодые кадры, а то за пять лет работы в нашем образовательном комплексе в началку никто из выпускников педвузов так и не пришел. Молодежь идет только в среднее звено, в основном на должность учителей английского, так что студентам будем рады.
А как же отсутствие опыта?
— Это не беда. Приобретут, как только начнут работать. Ведь в любом случае, если это студент последних курсов, базовые знания у него есть. Все зависит, конечно, от того, как «наполнен» сам молодой человек и есть ли у него желание. Кроме того, старшие коллеги всё подскажут, коллектив обязательно должен помогать.
По мнению Людмилы, наиболее оптимальным было бы для начала внедрить такую практику в формате внеурочной деятельности. Студенты могли бы взяться за дополнительные занятия во второй половине дня.
— Для допобразования идея с привлечением молодежи актуальнее: именно на этом направлении у нас в школах не хватает кадров — все лежит на плечах учителей, и для нас это огромная нагрузка. Например, студенты могли бы обучать детей конструированию, IT, решать с ними логические и интеллектуальные задачи — такие занятия очень востребованы, и молодые в этих областях более продвинуты, чем учителя старшего поколения.
— Помню, как в юности на последнем курсе педколледжа мы проходили практику в школе, - вспоминает еще один педагог, учитель музыки Анна Серова. — У нас было по одному занятию в неделю, во время каждого урока присутствовала методист из этой же школы, которая нас, студентов, курировала и обучала. В конце урока был разбор полетов: наставник рассказывала, что мы сделали верно, а что — нет. Выставляла оценки. Конечно, в таком возрасте да еще и при недостатке опыта мы сильно «плавали». Например, на первом уроке я очень боялась, что меня не будут слушаться, и вела себя с первоклашками слишком грозно. А третьеклашки, наоборот, в какой-то момент вышли у меня из-под контроля и сломали школьную парту. Но зато некоторые мои сокурсницы именно на первой практике утвердились, что хотят связать свою жизнь со школой. И, думаю, они не отказались бы сразу начать работать.
Известно, что предложение Ольги Казаковой поддержали министр просвещения Сергей Кравцов и члены коллегии. Минпросвещения и Комитет по просвещению Госдумы планируют подготовить соответствующий законопроект.