Достаточно вспомнить «распятого мальчика», которого России ставят в укор уже 8 лет, – помните, о нем рассказала беженка в 2014-м из Славянска. Нет и никогда не было в Славянске Площади Ленина. И мальчика не было. Была психологическая травма у женщины, которой все безоговорочно поверили.
И вот – новая «бомба», разорвавшая сети. Только теперь – «распятый мальчик» наоборот: якобы украинец обратился в интернете на линию психологической помощи с жуткой историей о надругательстве военными над его малолетней дочерью и просьбой помочь ее матери, которая пытается покончить с собой. Накануне поздно вечером об этом мне написали щокированные друзья, потому что пост в интернете тут же стал вирусным, разошелся среди пользователей во многих странах.
Я все эти годы писала о пострадавших детях. И знаю, куда можно обратиться, чтобы виновных, если они существуют, нашли. Но надо проверить, конкретики в описании – никакой.
Из поста Ольги Я (орфография сохранена).
«Ребята, сейчас будет больно. Может, не стоит и читать, я предупреждаю! Но не написать не могу. Ночью дежурила в чате экстренной психологической помощи». Далее – описание разговора с безутешной матерью, которая лишь вторит мужу: надругались над дочерью, не могу больше жить.
Сотни перепостов только за первые часы. Тысячи комментариев. Когда люди слышат о страданиях ребёнка, причём не абстрактного, а реального, ведь о нем рассказал реальный психолог, разум выключается. Остаются только оголенные нервы.
Захожу на страницу к Ольге, автору поста. Она живет в Израиле. В Хайфе. Позиционирует себя как астролог, таролог, китайский метафизик и трансформационный психолог. В общем, всего понемножку.
Но тут она действует не от своего имени. Оказывается, существует целый телеграм-канал антикризисной психологической помощи с администратором, кстати, в Москве. Сюда предлагают обратиться всем, кто пострадал из-за событий на Украине, причём не только физически, но и ментально. Обещают помочь. Украинцам - бесплатно.
По словам Ольги, ей понадобился час, чтобы вытащить несчастную женщину из состояния кризиса. По ее совету саму девочку передали местному психиатру для наблюдения. (Да, додуматься до этого самим, не обращаясь к астрологу в Израиль, невозможно - авт.). Мать тоже дала обещание Ольге ходить на терапию к психологу (Где? На Украине? Сейчас? - авт.)
Я не стала задавать ей наводящих вопросов. Я просто вошла в чат, который рекламировала Ольга. И куда, она несколько раз подчеркнула это, обратился безутешный отец. Я внимательно просмотрела все, начиная с 24 февраля, когда этот канал был создан.
Два часа доскональной проверки. Сообщений, кстати, не так много. Было. До вчерашнего дня, когда после поста Ольги канал подняли на огромную высоту увидевшие новость пользователи.
Такого обращения не было! Не было не только поста о женщине, собирающейся покончить с собой. Но даже похожего поста от мужчины, просящего психологической помощи для себя или для жены. Даже приблизительного…
Из комментариев под постом: где все происходило? Ответ – «это конфиденциальная информация». Где были в момент случившегося родители? Нет ответа. Какие доказательства, кроме самого сообщения и последующих разговоров по телефону, предоставлены Ольге? Нет ответа.
«Я не понимаю, на что я должна ответить и почему вы что-то у меня требуете?! - на все вопросы и сомнения отвечала автор поста, дама из Хайфа. - Удаляйтесь, конечно, если вам что-то не нравится, кто вас удерживает?»
Полное отсутствие информации у Ольги заметили многие. Да и психолог ли она вообще? Мы связались с администратором канала: по каким критериям здесь отбирают специалистов, чтобы те оказывали психологическую помощь? Просят ли их предоставить профессиональный диплом об образовании?
«Отбор специалистов никак не производится, - честно призналась администратор Наталья. - Тут работают на добровольном начале. Тратят своё время, силы, энергию, чтобы помогать пострадавшим. Нужны доказательства - пишете каждому в «личку» и спрашивайте документы, которые вам нужны».
Что Ольга будет говорить завтра, когда эта история выйдет на главные полосы газет и придется предоставить доказательства? Я знаю, что ей уже звонили из ВВС с просьбой об интервью, обращались из других СМИ, с ней пытались связаться правозащитники, в том числе наши, представители правоохранительных органов…
Но свой аккаунт в сети дама уже предусмотрительно закрыла, оставив сотни откликнувшихся людей в полном замешательстве: а что это было?
Что движет обычными людьми, которые создают кошмары, которых не было? Неужели так мало ужаса и зла вокруг, что нужно ещё самим придумывать что-то?
Игорь Комиссаров, генерал-майор юстиции, экс-помощник главы СК РФ:
«Спекулировать на горе и страданиях детей – уже за пределами моего понимания. Я лично сотни раз вникал в детали самых страшных преступлений в отношении несовершеннолетних. Разговаривал с родителями убитых и изнасилованных детей. И делал все возможное, чтобы восстановить справедливость, помочь при необходимости в лечении и реабилитации детей, пострадавших в результате совершенных тяжких и особо тяжких преступлений. Я почти три года на пенсии. Но до сих пор ко мне часто обращаются с просьбой о помощи.
Так было и вчера. При этом никому не приходило в голову попробовать проверить информацию этой дамы из Израиля. Я много раз писал, что в таких случаях работает правило: «чем страшнее ложь, тем охотнее в неё верят».
Не буду перечислять все странности того сообщения. Их очень много.
Почему об этом говорю.
Любые трагедии, происходящие во время боевых действий, сами по себе чудовищны. Но спекуляции на них и жертвах чудовищны вдвойне. Потому что в этом случае правда утонет в потоках подобной лжи. И позволит уходить от ответственности реальным преступникам.