В Сербии — новый бум русской эмиграции

Кто сможет сохранить страну как друга России

В Сербии — новый бум русской эмиграции. С начала спецоперации на Украине сюда приехало, по различным данным, от 10 до 20 тысяч человек с билетом в один конец. Это прежде всего IT-специалисты, которых их западные заказчики поставили перед фактом: либо ты меняешь дислокацию, либо теряешь контракт. И политики здесь мало — просто теперь стало значительно сложнее переводить средства из-за границы в Россию. Так, например, российский офис компании Microsoft вместе со всеми своими сотрудниками переехал в Белград, да и много кто еще.

Кто сможет сохранить страну как друга России

В редких «русских» трактирах Белграда по пятницам не протолкнуться — «русскими» они стали совсем недавно из-за наплыва соотечественников. Среди которых можно встретить не только программистов. Я вышел из белградского отеля, и первым случайно встреченным мною человеком оказался известный либеральный журналист, московский муниципальный депутат, сотрудник ныне закрытого в России СМИ. Он проделал свой скорбный путь через Бишкек и Стамбул, и, вероятно, Белград не станет его последней точкой. Зайдя через пару дней в легендарное кафе «Белградский шпион», названное так в честь известного югославского фильма, я увидел практически целую редакцию, составленную из самых разных коллег по цеху; один из них недоуменно задавался вопросом: «Почему здесь так много портретов Сталина?» Когда же я ответил, что в Югославии сталинистов массово репрессировали, смущенно замолчал. Это довольно сложно осмыслить, когда Сталин является символом свободы, а сталинисты — жертвами.

Неожиданно Сербия снова, спустя 100 лет, стала приютом для многих наших соотечественников, временно или навсегда покинувших Россию. Конечно, это совсем другие люди, чем те, что уплыли из Крыма в 1920-е, их пока на порядок меньше, но факт остается фактом: Белград, наряду со Стамбулом, остается главным окном России в Европу. Что же можно сквозь него увидеть?

3 апреля в Сербии состоялись совмещенные президентские, парламентские и местные выборы. На президентских одержал уверенную победу идущий на второй президентский срок Александр Вучич. Он стал первым с момента возвращения демократии сербским лидером, который второй раз подряд выигрывает выборы в первом туре. Несмотря на то что оппоненты его обвиняют в автократических замашках, именно Вучич снизил избирательный порог прохождения в парламент с 5 до 3 процентов. Благодаря этому новый созыв Народной Скупщины Сербии станет самым многопартийным — в него прошли семь партийных списков, не считая партий национальных меньшинств, которые имеют свою внепороговую квоту в любом случае. Кстати, законодательство о национальных меньшинствах в Сербии самое продвинутое в мире. Достаточно просто зафиксировать свое желание представлять тот или иной не представленный в парламенте, но проживающий в стране народ, собрать 5 тысяч подписей — и можно рассчитывать на своего депутата. Кроме того, в Сербии законодательно закреплена квота участия женщин во власти — не менее 50 процентов в управляющих органах различных министерств и ведомств.

Правящая Сербская прогрессивная партия чуть-чуть недобрала до относительного большинства в 126 мандатов, но вместе со своими традиционными партнерами из Социалистической партии и партий нацменьшинств смело может рассчитывать на 160 из 250 мандатов. Назвавшаяся объединенной, но не объединившая всех оппозиция сумела занять 38 депутатских кресел (13%) — это почти в три раза меньше, чем аналогичная оппозиционная коалиция в соседней Венгрии, где в минувшее воскресенье тоже проходили выборы. Сценарий «все вместе против власти» дал сбой, однако весьма характерно, что как в Сербии против Вучича, так и в Венгрии против Орбана выступали скроенные по одним лекалам политические силы — прежде практически неизвестные и невнятные генерал, собиравшийся девальвировать сербскую армию до состояния клуба охотников Здравко Понош, и мэр провинциального венгерского городка Петер Марки-Зай.

К слову, в последние годы премьер-министром Черногории работал похожий политик — профессор Здравко Кривокапич, так и не сумевший создать достойную альтернативу последнему диктатору Европы Мило Джукановичу. Слабыми политиками легко управлять извне, потому они идеальные кандидаты в лидеры оппозиции для Запада.

Помимо президентской и парламентской кампаний президенту Вучичу удалось выиграть также битву за столицу страны Белград, наиболее оппозиционно настроенный город, и получить практически двукратное превосходство. Новым белградским мэром станет известный ватерполист, популярный среди белградцев глава общины «Новый Белград» Александр Шапич. Даже в либеральной столице оппозиция не смогла провести достаточно депутатов, чтобы блокировать принятие решений. Это означает тотальное поражение бывшего «демократического» мэра Белграда, медиамагната Драгана Джиласа, и его окружения. Про них теперь можно забыть окончательно. Как и про бывшего президента страны Бориса Тадича, набравшего всего 1,67 процента. Закономерный итог 12-летнего правления прозападных политиков с 2000-го по 2012 год.

На прошедших выборах Сербия качнулась вправо. Это, по признанию Александра Вучича, стало следствием украинского кризиса. Общий процент, собранный правыми кандидатами, составляет более 15 процентов. Совокупно 35 депутатов в Народной Скупщине будут представлять Национально-демократическую альтернативу профессора-франкофона Милоша Йовановича, уличного бузотера Бошко Обрадовича и самую молодую политическую лидерку — 32-летнюю председательницу движения «Заветники» Милицу Стаменковски-Джурджевич. Эта условно правая фракция может заняться активной защитой сохранения Косова и препятствовать процессам европейской интеграции кандидата в члены ЕС.

По всей видимости, процесс поправения коснется всей Европы, что можно будет проверить уже 24 апреля на ближайших парламентских выборах в Словении и президентских во Франции. Пока же сохранение Виктора Орбана на посту премьер-министра вследствие почти 20-процентного отрыва его партии «Венгерский гражданский союз (Фидес)» от оппозиционного списка — тому еще одно подтверждение.

Новая старая сербская власть уже подчеркнула свою приверженность региональной интеграции и развитию взаимоотношений с Россией. По словам президента Вучича, все вопросы по энергетической проблематике будут решены в приоритетном порядке. Надо понимать, что на Белград с момента начала спецоперации на Украине оказывалось и будет оказываться колоссальное давление. С этим связан вынужденный отказ от кратного увеличения частоты авиасообщения между Белградом и Москвой сербским национальным авиаперевозчиком Air Serbia — после введения трех рейсов в день пришлось вернуться к одному. С 15 мая Евросоюз требует от Хорватии приостановить поставки нефти компании «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС), 57% акций которой находится в собственности «Газпромнефти» (ГПН). Выходом из сложившейся ситуации представляется переуступка 7 процентов акций компании сербскому государству, что позволит номинально сократить контрольный пакет ГПН до 49,9% акций и вывести НИС из-под санкций. В любом случае Александр Вучич на сегодняшний день остается единственным руководителем европейского государства, который не присоединился к санкциям против Москвы — очевидно, в этом он видит залог сохранения мира и экономического развития Сербии как моста между востоком и западом. И это надо ценить по нынешним временам. Белград как представитель Европы для России (и России в Европе) очень важен, и это окно необходимо укреплять.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28758 от 6 апреля 2022

Заголовок в газете: Балканское окно в Европу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру