— Татьяна Александровна, я еще застала времена, когда принято было вступать в брак в 20–25 лет. Помню, девушкам постарше то и дело приходилось отвечать на сакраментальный вопрос: «Замуж еще не вышла?» Теперь замужество после 35 лет никого не удивляет, это давно в порядке вещей.
— Известно, что у тридцатилетних распространены так называемые пробные браки, когда некоторое время люди живут вместе без регистрации. Если сравнить мои данные социологических опросов студентов из Москвы и Ставрополя (консервативный юг России), проведенных в 2005 и 2007 годах, с результатами, которые были получены в 2018 году, можно сделать вывод, что почти в два раза меньше стало девушек, желающих выйти замуж до 24 лет. Характерно, что позже других вступить в брак собираются студентки технических специальностей, а раньше — юноши, которые выросли в сельской местности.
— Основные демографические показатели говорят о том, что брачные отношения в России сегодня уходят от таких стандартов, как в традиционных обществах, прежде всего в мусульманских странах, где много браков и низкий уровень разводов. Причем наблюдается тренд в сторону Запада, где так называемые сожительства чрезвычайно распространены. И это не очень сочетается с активной пропагандой семейных ценностей. Фраза «они жили счастливо и умерли в один день» звучит архаично.
— Норма «брак на всю жизнь» сохраняется в большей мере в странах, в которых доминирующей религией является ислам, в меньшей мере — среди стран, где доминирует протестантизм, православие и, очевидно, в большей мере среди верующих граждан. В ряде западных стран произошел переход не только от религиозного брака к светскому, но и от юридического брака к фактическому (некоторые юридические последствия) и, кроме того, к сожительствам. Увеличение числа сожительств в большинстве западных стран приводит и к уменьшению уровня разводов.
— Сожительство стало привычным явлением, но наверняка далеко не все россияне с одобрением смотрят на такой союз. Современные бабушки и дедушки родом из СССР. В них еще сохранилась прежняя закваска.
— По результатам ESS (Европейское социальное исследование), не одобряют людей, которые живут вместе, не вступая в брак, примерно 38% жителей России. Интересно, что нас опережает Словакия (39%), недалеко ушла Литва (37%). А в Норвегии противников партнерских отношений лишь 3%, в Финляндии 5%, в Нидерландах 6%, во Франции и Испании по 7%. В России наиболее либеральны в отношении сожительства мужчины. Характерно, что доля не одобряющих сожительство увеличивается с возрастом. Если в возрастной группе 15–54 года не одобряют сожительства 23–31% жителей России, то в возрасте 55–91 года — уже 49–65%. По уровню образования более либеральны бакалавры (24%), а наиболее консервативны имеющие среднее образование (40%). Практически равная доля граждан России (38%) и не граждан (43%) не одобряют сожительства, но среди верующих их больше.
— Какие плюсы брака отмечают респонденты?
— Результаты анализа данных RLMS-HSE («Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ») 2019 года свидетельствуют, что больше мужчин и женщин, состоящих в браке, удовлетворены жизнью и меньше курят в сравнении с сожителями и разведенными. Они оценивают здоровье как очень хорошее и хорошее в сравнении с сожительствующими женщинами и разведенными мужчинами того же возраста.
— Судя по результатам опросов, начиная с 1990-х годов внебрачная рождаемость постоянно растет.
— Да, такая тенденция прослеживается. Если в 1991 году таких детей было 16%, то в 2007-м — уже 28%, почти треть новорожденных на всю страну! (Для сравнения: в Швеции, Норвегии и Франции — более 50%.) Смягчились нравы даже в сельской местности. Там детей, рожденных вне брака, больше, чем в городе. Доля детей, зарегистрированных обоими биологическими родителями, не состоящими в браке, составляла 4% от числа родившихся в 1970 г., а в 2018 г., соответственно, почти в три раза выше. Обычно такие партнеры сначала сожительствуют, затем узнают о беременности и продолжают жить без регистрации брака (хрупкие семьи). Становится нормативным сожительствовать и, узнав о беременности, заключать брак. Такую практику можно считать вариацией. Судя по зарубежным данным, так чаще поступают партнеры, не имеющие образования и высокого социального статуса. Брак как экономический институт для них не представляет ценности. Следует отметить, что половина из внебрачных рождений — это родительство без брака, то есть ребенок регистрируется по совместному заявлению отца и матери. Вполне возможно, что впоследствии такая пара вступит в официальный брак.
— Да, нередко родители оформляют свои отношения официально, имея уже несколько общих детей. Для большинства это формальность. Было де-факто, стало де-юре. Они на протяжении длительного периода считали себя настоящей семьей, в которой рождались дети, и это никого не удивляло.
— Даже анализ данных переписи 2002 года говорит о том, что более половины (54%) детей рождены в результате внебрачного зачатия, причем 25% — в первые девять месяцев брака, остальные 39% — вне брака. Согласно данным за 2012 г., т.е. через десятилетие, лишь немногим меньшая доля (23%) всех рождений появилась в первые девять месяцев брака. Фактически 50% женщин, вступающих в брак, уже имеют беременность. Достаточно сопоставить даты заключения брака и регистрации ребенка. То есть в половине случаев официальный брак заключается ради ребенка. Если раньше дети были результатом брака, то сейчас наоборот — брак нередко становится следствием появления детей. Кроме того, официальный союз мужчины и женщины еще и категория экономическая. Сегодня вопросы собственности, особенно жилищной, стоят очень остро. Поэтому союзы редко заключают в спешке, необдуманно. В современных условиях, по мнению западных коллег, «пары с высокими доходами и высоким уровнем образования имеют наибольшие стимулы для поддержания долгосрочных брачных отношений с целью материальных и нематериальных инвестиций в детей».
— В незапамятные времена к сексу без штампа в паспорте относились с осуждением. Этот негативный настрой сохранился у консервативной части населения. Недавно мне попались на глаза брачные объявления на одном православном сайте. Для большинства воцерковленных мужчин невинность невесты — принципиальное условие.
— Нормативная, консервативная модель брачного поведения и установок предполагает добрачное ухаживание, одобрение брачного выбора родителями будущих супругов, сексуальные отношения только в браке, недопустимость внебрачных сексуальных связей, один брак на всю жизнь (за отдельными исключениями), рождение детей в браке, главенство старших и мужчин. Мнения о том, что секс вне брака допустим всегда, придерживается больше молодых мужей и жен, в пожилом же возрасте сторонников внебрачного секса более чем в два раза меньше. Уровень образования не связан с одобрением внебрачного секса мужьями, но больше жен с высшим образованием допускают секс вне брака в сравнении с женами других образовательных групп. Новых данных о распространенности сексуальных отношений вне брака мужей и жен в России практически нет (прежде такие сведения получали в кожно-венерологических диспансерах).
— Меняется ли традиционное распределение ролей в браке от консервативного, по принципу «муж в доме хозяин», к либеральному, в сторону равноправия?
— С консервативным распределением ролей мужья согласны независимо от возраста, доля же жен-консерваторов уменьшается в младших возрастах. Причем даже среди молодых супругов с высшим образованием почти в два раза больше мужей-консерваторов, нежели жен. Примерно в два раза больше мужей, нежели жен, придерживались патриархатной нормы о главенстве мужа в семье: «Муж должен нести ответственность за семью, быть ее главой, а жена — быть покорной мужу». Среди младшего поколения супругов так считает практически каждый третий мужчина и только 14% жен (2003). Такое расхождение ролевых ожиданий провоцирует потенциальный базовый конфликт.
Особенно наглядны различия в таких сферах, как принятие решений о крупных покупках, сбережениях, куда и сколько денег вложить, а также о проведении свободного времени, выходных, отпуска. Доминировавший в советское время матриархатный тип принятия решений в условиях социалистической экономики, когда оба супруга имели примерно равную зарплату, трансформируется в условиях рыночной экономики. И установленные различия не возрастные или зависящие от стажа брака, а именно поколенческие.
— Какую роль играют пол, возраст и образование супругов при принятии решений на семейном совете?
— Различия по полу по-прежнему существенны, когда речь идет о повседневных покупках (9% мужей и 40% жен оказывают сильное влияние), сбережениях, куда и сколько денег вложить, об образовании детей, а также о занятости и часах работы членов семьи. Больше мужей с высшим образованием оказывают сильное влияние на принятие семейных решений в сравнении с мужьями со средним образованием. В два раза больше мужей в сравнении с женами считают, что именно мужчина должен нести ответственность за семью, быть ее главой. На практике лишь часть молодых образованных мужей влияют на принятие решений в разных сферах семейной жизни.
— Влияет ли возраст супругов на взаимоотношения в семье?
— Судя по результатам соцопросов RLMS-HSE 2002 года, испытывают отрицательные переживания «часто или постоянно» из-за поведения супруга/и: «ведут себя сердито и агрессивно по отношению к ним», «усложняют их жизнь», «показывают им, что он/она (ему/ей) неприятны», «заставляют их чувствовать, что они нежеланны», «действуют им на нервы», «критикуют их», «оскорбляют их» преимущественно мужья и жены средней возрастной группы от 36 до 64 лет (около 50% независимо от пола) и около 35% в младшей и старшей возрастных группах супругов.
Психологическую поддержку получают «часто или постоянно» со стороны супруга(и) («поддерживает и успокаивает вас, когда вы в этом нуждаетесь», «показывает, что (она/он) заботится о вас как о человеке», «дает вам полезную информацию или совет, когда вы в них нуждаетесь», «слушает вас, когда вам необходимо поговорить о вещах, имеющих для вас особое значение», «говорит вам вещи, которые укрепляют вашу уверенность в себе», «понимает ваш образ мыслей», «оказывает вам непосредственную помощь, т.е. делает для вас или дает то, что вам необходимо», «дает вам почувствовать, что вы можете положиться на (нее/него)») в среднем 50% мужей и 41% жен. В возрасте 65 плюс психологическую поддержку получают чуть больше супругов, что свидетельствует о значимости семьи в пожилом возрасте для благополучия и мужчин, и женщин.
— О чем говорят ваши результаты опросов о межэтнических браках? Насколько толерантны молодые россияне?
— Прежде всего люди ищут партнера из своей социальной среды или со сходным социальным статусом. Это — национальность (этническая группа), религия, уровень образования, социальный класс или профессиональная группа (рабочие, творческие профессии, менеджеры). Динамика предпочтений студентов в отношении национальности будущего избранника свидетельствует о росте толерантности. В Ставрополе 77% юношей в 2018 г. выразили готовность заключить брак с девушкой другой национальности. В 2007 году их было более чем в два раза меньше. Увеличилась и доля ставропольских девушек, готовых к межэтническому браку, с 41 до 65%. В Москве доля студентов, для которых национальность будущего спутника жизни не играет роли, стабильно высока и среди юношей (84%), и среди девушек (64%).
— Волнуют ли студентов вопросы религиозной идентичности?
— Русские девушки и в Ставрополе, и в Москве открыто выражали неприятие брака с мусульманами, что в интервью обосновывалось ими как нежелание принимать другую веру и культуру бытовых отношений, основанную на патриархате. Вообще девушки в два раза чаще, нежели юноши, отвергают брак с представителем другой религии. Особенно мусульманки (77%) и православные (52%). Не планируют такой брак и многие юноши, практически каждый второй мусульманин и каждый третий православный. Для мусульманок, в частности, препятствием является то, что дети от не мусульманина не могут считаться мусульманами. Однако девушки, обучающиеся техническим специальностям, более толерантны и в отношении национальности, и религии будущего супруга.
Растет доля и международных браков в России, хотя спрос на женихов из дальнего зарубежья упал в сравнении с 1990-ми гг. В интервью студенты, обучающиеся в Москве, в большинстве своем говорили, что готовы к такому браку при условии, что избранники будут говорить по-русски или примут российское гражданство. В какой-то мере подтверждается гипотеза демографов о четвертом демографическом переходе, согласно которой будущее, в том числе в России, принадлежит «новому населению» смешанного происхождения.
— В России, согласно Семейному кодексу, признается брак, заключенный только между мужчиной и женщиной, в органах записи актов гражданского состояния. К однополым союзам в нашей стране отношение в основном негативное. Такие семьи, за очень редким исключением, ведут крайне замкнутый образ жизни. В противном случае они рискуют стать изгоями. В европейских странах отношение более терпимое, мягко говоря.
— В других странах браком может считаться однополый юридический союз либо сожительство с разным набором прав и обязанностей партнеров. В XX веке гражданские партнерства были узаконены во многих западных странах, например, в Соединенном Королевстве, в Австралии, Швеции, Франции, Канаде как этап до легализации однополых браков. Первый гомосексуальный союз был зарегистрирован в Дании в 1989 году. Законодательство меняется в разных странах. Наследственные и имущественные права таких партнеров, возможность искусственного оплодотворения, право носить одну фамилию тоже различаются. Во многих западных странах узаконены только гражданские партнерства без права усыновления: Чехия, Италия, Эстония, Австрия, Израиль и др. В сравнении с жителями стран, принимавших участие в исследовании ESS (Европейское социальное исследование) в 2018 году, жители России наиболее консервативны в отношении прав гомосексуальных меньшинств.
— Что еще не укладывается в картину традиционных ценностей наших соотечественников и вызывает осуждение?
— Сознательная бездетность, сожительство, внебрачные рождения, разводящиеся с детьми младше 12 лет, притом что уровень разводов в России самый высокий в мире. Есть, конечно, этнорегиональные особенности. Например, на Дальнем Востоке, в портовых городах, разводов много. В северокавказских республиках их практически нет, и сожительство там осуждается. Анализ данных репрезентативных исследований, статистики позволяет утверждать, что разводы, сексуальные отношения до брака, добрачные зачатия, установки жен на симметричное распределение ролей, новые практики участия мужей в принятии семейных решений можно считать свидетельствами трансформации института брака.