Дефицит одежды и косметики, даже если он действительно имеет место, станет заметен не сразу – в течение нескольких месяцев россиянки успешно будут донашивать, домазывать и добрызгивать то, что было куплено ранее. Поэтому полагать, что в апреле 2022 года мы внезапно увидим на улицах каких-то совсем других женщин, не в тех платьях и не с теми сумочками, опрометчиво: перемены станут очевидны позже, может быть, через пару лет. В одном можно быть уверенным: сегодня мы живём в самом-самом начале новых трендов – тех, о которых пока можно лишь догадываться.
Женщины старшего возраста, которые успели пожить в СССР не только в детстве, уже с тоской вспоминают значение глагола «достать», охоту за французскими духами и американскими джинсами, а также ряды одинаково унылой одежды в магазинах. Однако нужно быть реалистами: полного и дословного «СССР 2.0» на модной арене нам не угрожает — как минимум потому, что прошло 30 лет, за которое успела вырасти пара поколений россиян с абсолютно иными взглядами.
Ещё в 90-е годы наши соотечественницы любили присказку «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Тогда она была актуальна: нередко слово «дешёвая» означало обувь с картонной подошвой и курточку на рыбьем меху, пользы от которых практически не было. Последние пара десятилетий изменили мировоззрение — появились дешевые, но функциональные вещи, — однако идея все ещё актуальна. Кстати, стилисты всегда советуют: если есть выбор, потратить ли условные 100 долларов на один качественный свитер или купить 10 свитеров по 10 долларов, то лучше инвестировать в достойную вещь.
«Вне зависимости от моды и обстоятельств всегда актуально вкладываться в базовый гардероб. Осознанность будет развиваться и в плане количества покупок, и в плане продуманности — теперь каждому придется решить, на что допустимо потратить те самые 100 долларов, а на что не стоит тратить больше десяти», – отметила в беседе с корреспондентом «МК» модный блогер и стилист Оксана Полякова.
Злободневная проблема, которую предстоит решить уже сегодня — это возможность продлить жизнь любимых вещей и изменить отношение к моде в целом. Думать, скорее всего, придётся не только о трендах, но и о вечной классике. По мнению экспертов, идея быстрой моды (той, которая ассоциируется с Zara) становится неактуальной: ни один из отечественных брендов такую скорость штамповки одежды продемонстрировать не сможет, да и спроса на обновки раз в месяц уже не будет.
Такого же мнения придерживается другой эксперт, стилист-имиджмейкер Жаннат Идрисова:
– Да, вещи будут дороже, но ничего плохого в этом я не вижу. Как ни странно, лучше всего одеваются люди, которые ограничены в средствах. Те, у кого финансовые возможности лучше, часто начинают скупать всё подряд и сами в этом путаются. Если человеку нужно грамотно распорядиться ограниченной суммой денег, он отнесётся к этому более внимательно. Сейчас у людей станет меньше денег, они будут тратиться скорее на здоровье и на нужды семьи, но ведь одежда тоже важна – и тут актуален будет принцип «Лучше меньше, да лучше». И ещё момент: даже состоятельный потребитель теперь будет больше внимания обращать на правила ухода за вещами – читать ярлычок, прикидывать, готов ли тратиться на химчистку, и отдавать естественный приоритет той одежде, за которой сможет ухаживать дома, и она при этом не потеряет товарный вид.
Идрисова напомнила, что снижение потребления благотворно повлияет на экологию – хотя многим кажется, что думать об отказе от полиэтиленовых пакетов на фоне событий в мире как-то странно, это не так. Экология остаётся важным вопросом. Кроме того, эксперт уверена: без одежды россияне не останутся – на место европейских и американских брендов придут другие, и почти каждый клиент сможет найти то, что ему по душе.
– Мне кажется, сложнее всего будет людям, которых принято относить к драматическому типажу. Тем, кто привык с ног до головы обвешиваться вещами люксовых брендов, узнаваемыми. Для них нет замены. Для всех остальных – найдётся: например, много хорошей одежды идёт из Турции. И, конечно, на помощь придут рукодельницы, снова вырастет спрос на индивидуальный пошив в ателье, - рассуждает Идрисова.
Время сильных женщин прошло?
Эксперты сходятся в главном: без одежды – красивой и качественной, пусть и не европейской – россиянки не останутся. Следующий вопрос: какая это будет одежда? Речь не о фирме, а о стиле.
«В последнее время мы жили под флагом скандинавского минимализма. Должно пройти какое-то время, чтобы стильные привычки перенастроились, это все-таки не происходит за пару месяцев. Даже когда черный день наступает, мы не расходуем всю заначку сразу же. С модой также все случается плавно. Но переход от минимализма к яркости и нарядности однозначно этой весной начнет в России свое движение. Да и будем честны — у наших женщин в крови уделять большое внимание своим нарядам и внешности, они уже и без известных событий начинали скучать в серо-белых лаконичных кедах и худи», – отметила Оксана Полякова.
По её словам, закономерность не нова. Моде свойственно отвечать на экономические и политические потрясения так называемой «кризисной роскошью» — самый наглядный пример этого мы наблюдали в 90-е годы в России. Ну а если учесть, что «типично русский стиль», по словам эксперта, априори тяготеет к большей нарядности и шику, нежели современный европейский, но возникает вопрос: куда мы идём?
«Пока я не стала бы говорить о том, что с уходом от известных европейских брендов россиянкам придется изменить стиль. Нужно понимать: Интернет остался. Наши бренды и сейчас ориентируются на европейские тренды, и, скорее всего, продолжат это делать дальше. Другой вопрос: захочет ли наше общество следовать и далее за Европой или попробует и здесь провести импортозамещение? Время покажет, а пока все остается по-прежнему», – объясняет Полякова.
Может случиться и так, что нынешний кризис, а вместе с ним всплеск патриотизма, поможет россиянкам вернуться к милым их сердцу женственным платьям «по фигуре» и аккуратным причёскам «волосок к волоску», которые совсем недавно были признаны моветоном: мол, в Европе так не носят!
Есть здесь и ещё один аргумент – напрямую связанный с кризисом. По мнению Жаннат Идрисовой, мода на тотальный оверсайз и одежду, полностью игнорирующую женскую сексуальность, появилась не на пустом месте. Это был эстетический ответ на тенденцию появления «сильных женщин», общемировой повестки начала XXI века. Открытый вопрос: пойдёт ли русская женщина дальше по этому пути, или будет мыслить более консервативно и сочтёт лучшим источником денег мужчину?
– Всё это нельзя обсуждать отдельно от политики: если в последнее десятилетие мы примыкали к международному тренду «Женщина – это сила», «Женщина сама зарабатывает» и т.д., то вот сейчас будет шанс проверить: насколько это движение у нас укоренилось? Как много женщин будут продолжать ему следовать – и как много вернутся к более патриархальном пониманию женственности? – рассуждает Жаннат Идрисова. – На мой взгляд, область сексуализации и объективизации женского тела сегодня – это вполне перспективное направление и, возможно, мы туда двинемся. Смотрите: времена сейчас трудные. Пока ещё мы этого не испытываем в полной мере, но впереди нас ждут новые испытания. Но всё-таки у нас и не военное время, когда женщины полностью заменили бы мужчин в работе у станков. И в такое интересное время женщины подсознательно понимают, что главный ресурс – это мужчина. Может быть, начнётся битва за мужчин, за мужское внимание, за мужской кошелёк. И это уже влечёт за собой более женственные образы. Так что если в последние годы мы наслаждались в основном лёгкостью и асексуальность, то не исключено, что сейчас мы войдем в эру гипертрофированной женственности.
При этом нужно понимать: первые шаги навстречу отказу от тотального «унисекса» уже были сделаны – как минимум год назад на модные подиумы вернулись джинсы с заниженной талией, этот гламурный манифест нулевых годов. При этом, как отмечает Оксана Полякова, даже подиумная мода становится более разношерстной, она показывает много вариантов, она предлагает широкий выбор:
– Жакеты могут быть оверсайз или по фигуре, укороченными или удлиненными, однотонными или сшитыми из двух ярких контрастных полотен. Сейчас то самое время, когда мода одинаково благосклонна к разным стилям. В почете и оверсайз, и гламур нулевых. Общей тенденцией мировой моды в 2022 я бы назвала свободу выбора и толерантность ко вкусам.
Однако есть один, пусть и незначительный, повод для радости. Время самого острого стресса, когда россиянки отказывались от забот о внешнем виде (не до того было!) пришёлся именно на февраль и на начало марта. Сейчас началась фаза привыкания: и это значит, что весенним нарядам и ярким краскам всё-таки быть.
Кстати, сейчас как никогда уместно вспомнить о весьма эксцентричном экономическом понятии – так называемом «индексе юбки» или «индексе длины подола». Понятие никак не новое – скоро оно отметит столетие: его ввёл в 1926 году профессор Уортонской школы университета Пенсильвании Джордж Тейлор. Согласно его гипотезе, чем короче юбки, тем лучше обстоят дела в экономике. И смысл тут не в количестве материала, которое нужно потратить на пошив наряда, нет, речь о другом – у обеспеченной женщины (в обеспеченной стране) появляется возможность покупать себе более дорогие чулки и демонстрировать их под подолами коротких юбок. Ну а когда денег нет, чулки покупаются плохого качестве, их занашивают, штопают, на них появляются зацепки и затяжки… тут уж, конечно, только под макси-юбки. В реалиях 2022 года, конечно, чулки заменены колготками (Тейлор просто не мог о них знать – колготки придумали в 1960-х, примерно тогда же, когда мини-юбки), но смысл остаётся тем же. Хотя условия задачи слегка изменились – современные девушки давно уж не считают неприличным носить короткие юбки без всяких колготок и чулок вовсе. Однако всё ещё актуальны два факта: во-первых, колготки стоят дорого, а во-вторых – это расходник. Купить одни, даже самые качественные, колготки на год не получится. Суть фразы «Колготки порвались!» понятна и одинаково тосклива почти для любой женщины, а один из главных аргументов в пользу брюк: мол, не нужно тратиться на колготки. Поэтому нельзя исключать, что тейлоровский «индекс юбки» сработает и в 2022 году в России – и, может быть, обрастёт дополнительными смыслами.