- Расскажу про ситуацию с банками. Евросоюз издал некую резолюцию, по которой европейские банки начали блокировать счета, - рассказывает Сергей Жорин. - Сам по себе документ не так страшен. В нем говорится, что россияне и белорусы с момента принятия резолюции не могут иметь депозиты и вклады, превышающие 100 тысяч евро.
Если рассуждать с точки зрения юриспруденции, это означает, если у тебя до принятия резолюции на счетах имелись миллионы и миллиарды евро, ты не находишься под персональными санкциями, но ты русский, то можешь воспользоваться этими деньгами. Правда, перевести из России какую-то сумму тебе больше нельзя. Вот как должна трактоваться резолюция. Но поскольку в Италии началась антироссийская истерия, все банки по-разному ее трактуют. Те, кто следует букве закона — в меньшинстве.
Какие-то банки трактуют так, что человек не может тратить больше 100 тысяч евро, и не важно, что эти средства были внесены до принятия резолюции. Все, что свыше этой суммы, замораживается. Вот есть у вас 100 тысяч на них и живите. Скажем так, это «медиум» трактовка.
Самая жесткая трактовка у итальянской банковской группы Intesa Sanpaolo, которая является лидером на рынке банковских услуг в Италии. Сюда входит огромное количество банков в Европе и за ее пределами. Они резолюцию трактуют так: «Русским блокируем все». Вот так они взяли и заблокировали мне все счета, вклады и так далее.
- Вы разбирались с банком?
- Сотрудники банка ссылались на резолюцию. Я им говорил: «Что вы мне мозги парите? Я - адвокат, прежде чем к вам прийти, изучил законодательство». Пояснил, в резолюции не указано, что надо блокировать все счета. Они покраснели, побледнели. Поняли, что мне лапшу на уши не удается вешать. Потребовал от них ответ о причинах блокировки в письменной форме на официальном бланке с печатью. Мне его не дали. Лишь отправили письмо на электронную почту: ваши счета в банке заблокированы. Перечислили мои счета и вклады. Я снова попросил отправить мотивировочную часть, объяснить причины. Получил ответ: «Мы вам ничего не выдадим». А на счетах достаточно приличная сумма была. Надеюсь, еще есть и будет.
Так же я им объяснял, что никогда не работал ни в каких госорганах и структурах. Предложил показать происхождение моих денег. Запросил декларацию о доходах из Москвы. Хотя когда я открывал счета, все уже предъявлял. Мне сказали: «Мы знаем, что вас все легально. Но такая ситуация, вы все понимаете».
Причем, я являюсь VIP-клиентом банка. У меня есть персональный менеджер, у которого я поинтересовался, в чем дело. Он ответил: вы русский и ваша фамилия начинается с буквы Z.
Ряд наших СМИ написали об этом. Мария Захарова прокомментировала мою блокировку. После этого мне позвонили из банка, поинтересовались: «Сергей, вам правда нечего есть?». Я подтвердил, мол, да, мне нечего есть. Они сказали: мы можем разблокировать ваши счета - одну транзакцию вы можете сделать, но потом мы снова заблокируем. Если вам понадобятся еще деньги, мы вам снова сделаем одну транзакцию.
Зашибись. Выходит, я каждый раз должен спрашивать разрешение, когда мне чайку попить, когда поесть или даже в туалет сходить, потому что сортиры в Италии тоже платные. Вы что, оборзели?
В данный момент я нахожусь в Милане. Встречаюсь с нашими итальянскими коллегами, с которыми работали по другим проектам. Приходится обращаться к ним за помощью. Я намерен в суде обжаловать решение банка. Это банальный разбой.
- Сергей, вам правда нечего есть?
- Поскольку я тертый калач, у меня есть счета и в других банках, имеются наличные. Слава богу, не остался без средств существования, поскольку изначально не доверял какому-то одному банку. Но многие русские и белорусы, которые держали деньги в этом банке, фактически лишились всего, некоторым даже поесть не на что.
После того, как я разместил пост об этой ситуации, мне стали писать россияне, которые живут в Италии. В основном жаловались замужние девушки, которые не успели оформить ВНЖ, и их счета оказались заблокированы. Заблокировали счета тем россиянам, у которых был ВНЖ. Но они приходили в банк, предъявляли документ и им разблокировали. Но не всем. Кому-то отказали, сказали, что для начала проверят источник доходов.
- Как сейчас в Италии относятся к русским?
- В Европе дикая русофобия. По всем телеканалам показывают, что происходит на Украине. На русских распространяется огромнейший негатив. Степень агрессии зависит от интеллекта и воспитания агрессора. В каких-то отелях русских не хотят заселять. Например, я приехал в отель, в котором периодически останавливался. На ресепшене мне сказали: у нас нет мест. Я отошел на пять метров от гостиницы, забронировал номер через «Букинг» и заселился.
- Вы по-русски стараетесь не говорить общественных местах?
- До такой степени не доходит. Здесь ведь еще украинцы говорят по-русски. В северной части Италии много хорватов, словенцев. Просто когда ты говоришь по-русски и рядом находятся украинцы, которые враждебно настроены, они конечно же реагируют. Эти ребята могут определить россиянина по сленгу, акценту, тем более москвича. В ресторанах официанты часто интересуются, откуда мы. Слышат, что из России, выражают недовольство. В Милане на балконах вывешиваю плакаты с разными надписями.
- Русским адвокатам легко найти работу за границей?
- Нас здесь никто не ждет, если не было предварительной подготовки, нет партнеров, жилья, денег. Это крайне тяжело, особенно, когда такая русофобия. Я здесь нахожусь уже какое-то длительное время. Кто-то меня знает, что-то у меня есть. Мне полегче. У кого ничего нет в Европе, то уезжать из России не стоит. В совокупности обстоятельств в России сейчас попроще.