Предложение прозвучало от зампредседателя комитета Екатерины Алтабаевой. «Важно сегодня уделить особое внимание качеству образования, качеству учебников по таким предметам, как история, обществознание, русский язык, литература, – сказала она. – В том числе от этого сегодня зависит национальная безопасность нашей страны». Как играющие «важную роль в формировании мировоззрения» сенатор назвала также литературу, обществознание, географию.
Парламентариев неприятно поразило богатство выбора в федеральном перечне: 60 учебников по русскому языку в начальной школе, 86 учебников по истории… Да 3-5 учебников вполне будет достаточно – сочли в Совфеде.
– Я только что зашел в перечень, и их уже примерно столько же, – говорит учитель истории и обществознания из Перми Вениамин Бахнин. – Например, в шестых классах всего пять учебников по истории. Мне кажется, проблема немного преувеличена. С другой стороны, у нас есть верифицированный список электронных учебников, сейчас их по истории 6-7. С 1 сентября обещают больше, около 20. Так что, с одной стороны, учебников становится меньше, но электронных пособий больше. Учебники только раз в 5 лет могут меняться, а цифровой контент более мобилен, и выбор там шире. Пока, слава богу, проблема выбора решается локально, на уровне школы и учителя.
«МК» уже писал о том, что весь перечень учебников, бумажных и электронных, подвергнется пересмотру с вступлением в силу новых ФГОС (образовательных стандартов) с начала будущего учебного года. В сентябре президент поручал ведомствам составить перечень электронных учебников и пособий, работающих только на отечественных платформах. Сейчас, можно сказать, весь федеральный перечень учебников (ФПУ), и бумажный, и виртуальный находится в стадии «усушки и утряски», и делать какие-то выводы относительно него сложно.
– Мне кажется, законотворцы не вполне понимают, какой гордиев узел представляет собой этот ФПУ, – говорит эксперт в области образования Мария Буянова. – Тут вам и новые требования к истории-обществознанию, и ужесточение идеологических подходов… И рынок, конечно. Смешались в кучу старые противостояния и новая ниша электронных пособий, которых многим «и хочется, и колется». Разве что рынок учебников решено вообще ликвидировать, сделать государственным. Такое ощущение тоже возникает.
Совет Федераций предлагает еще внести изменения в закон «Об образовании». Чтобы в вопросе утверждения федерального перечня учебников (ФПУ) последнее слово оставалось за правительством. Это сейчас список формирует Минпросвещения при содействии Российской академии образования. А еще сначала проходят общественные слушанья, потом уже научная экспертиза. Совфед предлагает, чтобы и экспертиза проходила под неусыпным правительственным надзором. И утверждался ФПУ тоже правительством. В общем, предлагается сделать выбор учебников более узким, а надзор за ними шире и выше.