Обсуждая подготовку реализации Закона о горячем питании школьников, в Совете Федерации предложили отработать логистические цепочки поставки в учебные заведения отдаленных районов России отечественных продуктов вместо импортных. Это связано с тем, что, по данным сенаторов, многие школы, особенно те, что расположены в глубинке, получают продукты для приготовления завтраков и обедов от заграничных поставщиков.
Если говорить о школьных буфетах, то, как рассказали «МК» сами ученики, в продаже имеются и импортные продукты (крекеры, соломка, шоколад, напитки), и российские (хлебцы, соломка, фруктовое пюре). Здесь соотношение продукции российских и зарубежных марок (германских, американских, швейцарских) — примерно 40 к 60 в пользу отечественных. Но вот что касается завтраков и обедов, то на супах и котлетах, как говорится, этикеток нет, поэтому нужно смотреть на те продукты, из которых их готовят. А это зерно, овощи, мясо....
По мнению руководителя Департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза Ольги Полозюковой, в России в прошлом году стали производить больше детской молочной продукции, а также овощей, фруктов и хлебобулочной продукции для детского питания.
О том, легко ли России обойтись без импортных продуктов питания, «МК» рассказал экономист, главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Василий Узун.
- Зерна мы производим в два раза больше, чем потребляем, так что опасности его нехватки нет, - поясняет эксперт. - Проблема лишь в том, что мы не сможем продавать его так, как продавали раньше, в связи с изменившейся ситуацией — у производителей уменьшатся доходы, что может повлечь сокращение рабочих мест, а вот с потреблением на ближайшие годы нет вопросов. Если же говорить о мясе, то здесь ситуация зависит от его вида. Свинины и мяса птицы мы производим достаточно для того, чтобы себя обеспечить. Что касается говядины, то тут у нас есть достаточно большой импорт, но общая тенденция такова, что она и сейчас стоит дорого, и цена на нее так быстро и так сильно оторвалась от цены на свинину и птицу, что покупки снижаются. То есть если импорт говядины сократится, на рынке не будет особых проблем.
- А как у нас с картошкой?
- Тут есть импорт, часть картофеля закупаем за рубежом, но это относительно небольшой объем — меньше миллиона тонн в сравнении с тем, что производим мы 20 миллионов.
В целом, по мнению экономиста, нехватки продовольствия возникнуть не должно, потому что у стран, которые объявили России санкции, мы с 2014 года и так ничего не покупаем.
— Это, кстати, касается и говядины. Мы покупаем ее в странах, от которых нет угрозы санкций. Это Бразилия, Аргентина. Они поставляли ее в нашу страну и будут поставлять.
По мнению эксперта единственное, чего в будущем может не хватать из-за сокращения импорта, это некоторые виды фруктов, поскольку большая их доля на нашем рынке — привозные. Однако яблок это не коснется.
- Раньше мы покупали миллион тонн яблок в Польше, но проблема решилась в 2014 году: после санкций мы этот миллион частично производим сами, а частично импортируем, но не из ЕС.
- А у каких стран мы покупаем яблоки?
- Традиционные поставщики — Молдавия, Грузия и государства Средней Азии. Эти страны просто умоляют нас, чтобы мы приняли их продукцию, и о том, что они перестанут ее нам продавать, речи не идет.
По мнению Василия Узуна, угрозы нынешних санкций по поводу продовольствия гораздо меньше, чем в 2014 году, когда Россия действительно ввозила много импортных продуктов питания. С тех пор наше производство росло и мы стали экспортерами по основным продуктам.
- Риски не в этом, а в том, будут ли у населения деньги на то, чтобы все это купить.
- То есть для родителей в школах может быть затруднительно платить за обеды?
- Если речь о платном питании, то этот риск был и раньше: не все родители давали школьникам деньги на еду. В плане школьного питания важны вопросы именно цены и качества обедов и завтраков. Вот этим нужно заниматься.