Заключенным захотели разрешить носить кроссовки

И играть в настольные игры

Минюст России почти завершил грандиозную работу по обновлению Правил внутреннего распорядка для СИЗО, колоний и исправительных центров. Новые ПВР призваны убрать многие трюмные рудименты советского прошлого и соответствовать современным реалиям. И эта задача в целом выполнена. Но есть несколько принципиальных моментов (среди них — возможность заключенным иметь часы в камерах, чтобы ориентироваться во времени), которые обсудили правозащитники на встрече в министерстве в четверг, 24 февраля 2022 года.

И играть в настольные игры
Фото: 66.fsin.gov.ru

То, что ПВР, по которым живут абсолютно все учреждения исполнения наказания, безнадежно устарели, ни у кого не вызывало сомнений. Но их полная переработка требовала и времени, и изрядного упорства. И вот наконец что мы имеем на выходе.

Колонии. Самое грандиозное новшество: осужденным разрешат носить не только тюремную робу, но и спортивный костюм и спортивную обувь. Есть только одно ограничение — они должны быть темных расцветок.

Уйдут в прошлое обязательные построения на плацу в лютый мороз ниже - 25 градусов С или под лучами палящего солнца при температуре + 35. Инвалиды смогут мыться ежедневно, выполнять утреннюю зарядку их больше никто не станет обязывать (только по желанию). Обыск перестанет быть унизительной процедурой, поскольку от сидельца не потребуют раздеваться до гола или до трусов (станут использовать «рамки» и прочие технические средства). Если же речь идет о полном личном досмотре, то для обеспечения приватности обязаны будут использовать ширмы, при этом запрещается снимать весь процесс на видео. Про приватность вообще в обновленном ПВР много, И одно из новшеств: администрациям придется перестроить туалеты в отрядах, где до сих пор не было предусмотрено изолированных кабинок.

Из общих важных моментов стоит выделить право осужденные на бесплатную юридическую помощь, на пользование Интернетом (во время обучения) и электронными книгами (куда будут закачены произведения литературы из Национальной библиотеки). Те из арестантов, кто решит сочетаться законным браком за решеткой, смогут теперь пригласить на церемонию двоих родственников.

Есть изменения и в медицинском обеспечении. Во-первых, можно будет иметь при себе трехсуточный запас лекарств. Во-вторых, официально разрешат пользоваться БАДами (но по согласованию с доктором). В третьих, проводить медэкспертизу будут не только при получении за решеткой травм, но и отравлений. В четвертых, закреплено право на получение на руки выписок и копий всех медицинских документов.

Исправительные центры.

В новых ПВР для исправительных центров будет прописано право осужденного обращаться за медицинской помощью в любые частные клиники. Решены многие спорные моменты. Так, проект ПРВ четко говорит, что осужденные к принудительным работам имеют право находится на спальном месте в нерабочее время. И больше никакой принудительно зарядки, как это практиковалось в некоторых ИЦ («физические упражнения осужденными выполняются по их выбору». После работы таких осужденные вправе посещать не только магазины и аптеки, но и учреждения культуры (но в пределах муниципального образования), Администрация обязана будет создать условия для ежедневной помывки, для приготовления пищи и т. д.

Мы, правозащитники, просили закрепить в новом ПВР важную норму: всех кроме нарушителей отпускать на выходные с ночевкой к близким родственникам. Сейчас это право администрации, а не обязанность.

СИЗО.

В первую очередь предполагается использовать современные технические возможности при идентификации личности (на ежедневных поверках), при обысках. ПВР предусматривают установку терминалов в камерах, благодаря которым заключенный сможет подать жалобы и заявления, знакомится с нормативными документами, приобретать себе лекарства и еду, писать обращения к посольства и консульства и тд.

И все же в ПВР СИЗО остались «средневековые» нормы, которые мы просили изменить. И вот о чем автор этих строк рассказал министру юстиции (забегая вперед скажу, что Константин Чуйченко практически со всем согласился).

Первое – часы. Дикость, но факт: люди в камере не имеют часов и вынуждены в буквальном смысле слова определять время по солнцу. Больше 70 процентов камер не оборудованы телевизорами, соответственно, заключенные в них не могут посмотреть на «голубом экране» который час. А как они должны соблюдать правила внутреннего распорядка, которые привязаны к времени? Право на ориентацию во времени, это такое же право, как на воздух, воду. Как его можно было отнять и не возвращать столько десятилетий? Напомню: в колониях наручные часы можно, а в СИЗО почему-то нет. И вообще дезориентация в пространстве воспринимается как один из видов пыток.

Второе - помывка. Формулировка осталась прежней «не реже раза в неделю». К сведению, в колониях люди моются (по ПВР) не реже 2 раз в неделю. Выходит, в СИЗО мужчины реже потеют и грязнятся? А как же «гигиена - залог здоровья»? Во ФСИН говорят, что даже для организации одной дополнительной помывки в неделю потребуются затраты, которых пока нет. Мы предложили предусмотреть платную услугу — мытье в душе. Но вообще проблему неободимо решать установкой в каждой камере самой простой душевой.

Третья - книги. Заключенные, как известно, имеют право читать любую литературу, кроме запрещенной и эротической. По факту получить интересующую книгу невозможно. Большая проблема сейчас с книгами в московских СИЗО (после того как прокуратура запретила принимать их в посылках и передачах). В большинстве изоляторов для заключенных доступны только книги из ФГУП «Калужский», а их ассортимент весьма ограничен. Мы попросили разрешить, как было раньше, заказывать книги через интернет.

Четвертое - настольные игры. В проекте ПВР предусмотрены только «пластиковые настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды)». А почему нельзя интеллектуальные игры типа «Монополии»? Минюст обещал подумать.

Пятое - письма. Цитата из проекта документа «Заключенные имеют право вести переписку (в том числе в электронном виде при наличии технической возможности) и пользоваться письменными принадлежностями». Мы попросили убрать фразу: «при наличии технической возможности». Что это вообще такое? В «Лефортово» такой возможности не хотят изыскивать. Завили там прямо: «Будет однозначно сказано в ПВР, тогда введем «электронное письмо».

Шестое - телефонные разговоры. И снова тоже требование убрать «при наличии технической возможности». СИЗО обязано такую возможность найти, оно не вправе отказывать в звонке, если есть разрешение суда и следствия. И количество таксоматов должно быть достаточно.

Седьмое — записи. Согласно ПВР, заключенным разрешается иметь при себе и хранить документы и записи, относящиеся к уголовному делу. То есть все личные записи, дневники формально под запретом. В некоторых СИЗО их изымают. Меж тем в изоляторах сидят люди, которые пишут научные работы, стихи, книги и т. д. Министр пообещал легализовать все подобное творчество.

Восьмое - спальное место. В проекте сказано. Что заключенный имеет право находиться на спальном месте в не отведенное для сна время, не нарушая заправки. Но что это такое «не нарушая заправки»? В так называемых пыточных СИЗО люди в камерах стояли весь день, потому что любая складочка на постели расценивалась как нарушение. Мы предложили заменить на «не накрываясь одеялом».

В Перечень разрешенных предметов для сидельцев мы предложили добавить силиконовые шнурки (они уже продаются в некоторых, но это полулегально), «очки со стеклянными стеклами» ( в ряде СИЗО принимают лишь с пластиковыми), линзы и растворы для них, цветные карандаши, наборы для рукоделия (женщины в некоторых СИЗО и сейчас бисером вышивают, вяжут пластиковыми спицами, но все это нелегально), кистевые эспандеры и коврики для занятия спортом и тд. Один важный момент касается распорядка дня. Правозащитники рассказали министру и директору ФСИН, что в некоторых СИЗО на прогулку выводят в 6 утра, что из суда могут возвращать за полночь (а на следующий день уже поднять снова в 5 утра). Все эти моменты могут и должны быть урегулированы, иначе право на восьмичасовой ночной сон, которые есть в «Законе о содержании под стражей, останется только на бумаге.

Если мы их исправим – то войдем в историю (в хорошем смысле этого слова). Но главное: мы сократим расходы на лечение заключенных, потому что улучшим их качество жизни за решеткой, что отразится на состоянии их здоровья, в том числе психического.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28732 от 25 февраля 2022

Заголовок в газете: Заключенным хотят разрешить играть в «Монополию»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру