Опрос, проведенный ВЦИОМ среди россиян в возрасте старше 18 лет, показал, что практически каждый четвертый (26%) переболел ковидом с подтверждением.
79% из тех, кто подтвержденно болел, отметили, что сталкивались с последствиями. 80% жертв постковида признались, что никаких реабилитационных мероприятий не проводили. 60% не знают, какие лекарства принимать в постковиде. Из тех, кто знает, 7% назвали поливитамины, по 2% — витамин Д и витамин С, а 1% — парацетамол.
Слово «астения» переводится с греческого как бессилие. Ее проявления многообразны: пациент не может по утрам поднять себя с постели, его мучают повышенная, необычная для повседневной жизни утомляемость, мышечные боли, головокружения, головная боль, нарушения сна, тревога, желудочно-кишечные расстройства, нарушения памяти, внимания, концентрации, когнитивной функции. Обыденный объем работы перестает быть выполнимым. В отличие от рядовой усталости, которую временами испытывают все, астения возникает даже после незначительной нагрузки и не уходит после отдыха. Это — болезненное состояние, которое, как говорят врачи, требует лечения. Постинфекционная астения, кстати, встречается у 75% пациентов после ОРВИ, но лишь после ковида она приобрела размах эпидемии и стала носить затяжной характер: различные исследования в мире показывают, что ее симптомы могут не покидать человека в течение года после инфицирования. При COVID-19 специалисты наблюдают астению у 80% пациентов на стадии болезни и у 60% выздоровевших.
«Астению мы стали называть «визитной карточкой» COVID-19, это — первое, на что жалуются наши пациенты, перенесшие коронавирусную инфекцию, — рассказывает руководитель отдела профилактики когнитивных и психоэмоциональных нарушений Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины МЗ РФ Вероника Шишкова. — Общая слабость, утомляемость, непереносимость нагрузок — все это мы видим у пациентов как на этапе заболевания, так и после выздоровления. После коронавируса людям непросто вернуться к прежнему темпу жизни, рабочему графику. Мы видим, что значительная часть людей традиционно надеется, что силы вернутся к ним скоро сами. Но астения — это не просто усталость, это заболевание, которое подлежит лечению. И сегодня мы используем препараты из группы адаптогенов, антиоксидантов, энергокорректоров и цитопротекторов, которые, согласно проведенному нами исследованию, на 50% и более снижают выраженность астении после ковида. Кроме того, есть немедикаментозные методы лечения: ЛФК, физиотерапия, санаторно-курортное лечение, аутотренинг, психотерапия. Мы призываем не игнорировать свои жалобы и обращаться к врачу».
Профессор, завкафедрой терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи МГМСУ им. А.И.Евдокимова Минздрава РФ Аркадий Вёрткин рассказывает, что сильнее всего от ковида страдают коморбидные пациенты (те, у кого есть хронические заболевания): «Мы проанализировали более 7 тысяч умерших в трех городах России и выяснили, что даже в 20–29 лет люди умирают, имея уже 3–4 заболевания. Просто их не диагностировали. Это — курение, алкоголизм, ожирение, которые ведут к проблемам с сосудами, гипертонии, ишемической болезни, сахарному диабету, онкологии. При COVID-19 нарушаются процессы метаболизма, развивается гипоксия, из-за которой страдают центральная нервная система, миокард, сосуды, почки и другие органы. В 4-ю волну в Москве от ковида чаще всего умирали коморбидные пациенты, прежде всего сосудистые больные. Если у вас хроническая ишемия, болезнь почек и артериальная гипертония, ковид наносит двойной удар по организму. Урок, который преподнесла нам пандемия: нужно выяснять свои болезни и лечить их. У нас, по опросам, только 39% населения России ходят в поликлинику, а остальные — сами по себе. Дышат картошкой и принимают ванны со скипидаром. Ковид показал: если ты — больной, ничего хорошего с тобой не произойдет».
Член-корреспондент РАН Александр Горелов отмечает, что приход пандемического коронавируса изменил отношение общества к инфекционным болезням, которые в последние годы стали считать уделом развивающихся стран (в США после изобретения пенициллина планировали победить все инфекции к 1980 году): «Свиной грипп не научил нас ничему; угроза птичьего с летальностью в 70% тоже не научила, и только приход COVID-19, с которым сегодня столкнулось уже 400 миллионов жителей планеты, все изменил. Сегодня в центре внимания — постковид, вызывающий самые разнообразные последствия. Вирус садится на рецепторы, представленные во всех органах и тканях, и где тонко, там и рвется: страдают сосуды, сердечная мышца, головной мозг, почки, эндокринные железы. Но чаще всего страдают «шоковые органы», то есть сосудистое звено: ковид вызывает иммунотромбозы, что выливается в различные симптомы, вплоть до выпадения волос и зубов. У каждого третьего страдает головной мозг, что ведет, согласно данным публикации в The Lancet, к 16 неврологическим и психическим проблемам».
Все эксперты едины во мнении: ждать, когда симптомы постковида уйдут сами, вряд ли стоит. Поэтому призывают людей не заниматься самолечением, а обращаться за профессиональной помощью.