Высокие технологии ополчились на учителей. Досель скандалы были скорее визуальные – родители и ученики с упорством, достойным лучшего применения, копались на страничках соцсетей, выуживая оттуда фото педагогов в купальниках. И громко негодовали, потрясая своими шпионскими «доками». А сейчас видосы рулят. Что ни день прилетают сообщения – в такой-то школе дети записали, как учитель говорил то-то и то-то... Видео, которые дети снимают чисто для прикола, становится объектом пристального изучения родителей, и кто-то находит там крамолу.
В школах вообще, есть ощущение, земля таки налетела на небесную ось. Высокие технологии напоролись на новое ханжество и даже пуританство общества. Духовность утонула в фарисействе, открытость и тяга к справедливости – в узколобости. Надзор идет с обеих сторон. На одном полюсе директор школы, для которого баллы означают все, то бишь годовое финансирование. На другом – родительский комитет класса. А учитель посередине. Два кольца, два конца…
Наблюдая феерию любительского школьного видео в новостях, хочется крикнуть: «Але, гараж! Ничего, что учителя – тоже люди?» Живые люди и, кстати, чем живее, там для ваших детей лучше. Или вам больше нравится учитель-андроид с оловянными глазами, который механически трындит однажды выученный урок? Каждый в курсе, у всех такие учителя бывали… А если человек живой, не робот, не пришелец, он может оступиться. Ошибиться, разозлиться, сморозить глупость… У него должно быть право на ошибку.
Возвращаясь к четвероклашкам. Допускаю, что в воронежской истории учитель обсуждает тему разводов не совсем корректно. «Вот у нас в классе тоже есть такие дети…» И само описание неполных семей, особенно одиноких мам, в устах молодого педагога было лишено элегантности. Хотя учителя, врачи, участковые – они ближе к земле, чем любые теоретики. Но, думаю, обязанностью старших коллег было разъяснить молодой учительнице, почему тыкать в детей или говорить о половой распущенности разведенок непедагогично. Но прокурорская проверка по этому делу? В воронежской земле, конечно, больше расследовать нечего.
Случай с «царем Никитой» в 4-м классе из разряда комичных. Задание-рубикон: полкласса вряд ли поняли, о чем поэма. Но прочли точно все, в отличии от «Лукоморья» какого-нибудь. Я, например, знаю семью, где маме удалось приохотить ребенка к Пушкину, только подсунув ему ту самую поэму. Эффект был велик: «А Пушкин то, оказывается, был зачетный чел», – постановил ребенок, и после этого начал читать классику… По большому счету скандал по поводу «Никиты» следовало погасить сразу кому-то из родителей, просто уточнив: «Что-что, Марьванна, вы сегодня по литературе задали?..»
Никто за здорово живешь не будет утверждать, что коммуникации и Интернет повсюду это плохо. Каждый хотя бы раз в своей жизни да столкнулся с настоящим плохим учителем: моральным садистом, психопатом или педофилом. Особенно девочки. Вот тут-то запись очень бы пригодилась. С другой стороны, если снимать все подряд, учителя просто перестанут говорить с детьми о чем-то, помимо сухого содержания урока. Да и тот вести будут из-под палки, потому что урок для хорошего учителя процесс творческий. А какое может быть творчество, если каждое твое слово может быть истолковано против тебя?
И школа, и взросление человека от этого сильно обеднятся. Вспомним хотя бы Ментора – не только учителя, но и воспитателя героев. Или Куницына – любимого учителя того же Пушкина и лицеистов. Впрочем, кроме таких предписанных культурой образцов, каждый вспомнит свое, своего любимого учителя. Его теплоту и мудрость, разговоры по душам... А теперь представьте, что у вашего ребенка такого учителя не будет.