Из-за Сталина попал в лагеря первый муж Орловой. Но в тоже время только по воле генсека вышел фильм «Веселые ребята», после премьеры которого в актрису влюбился весь Советский Союз. Она ненавидела Иосифа Виссарионовича и не боялась давать приют в своем доме жертвам политических репрессий. И в то же время дом этот и квартира появились благодаря вождю.
Судьба Любови Орловой мистическим образом пересекалась с судьбой Марлен Дитрих. Две кинозвезды «зажигал» один и тот же режиссёр Александров, которого они обе страстно любили.
Как сошлись две звезды
С Михаилом Куницыным мы встретились в редакции «МК». Он привез с собой настоящие сокровища - чемодан вещей, принадлежащих легенде советского кино. Их ему подарила внучатая племянница Любови Орловой. Он бережно хранит эти артефакты уже много лет. И вот мы уютно располагаемся в зале, где стоит кресло Сталина (этот предмет из его кабинета стоит в нашей редакции). Раритет, к которому никто не прикасается и на котором никто не сидит, словно бы боясь пробудить темный дух вождя.
- Михаил, для начала хотела уточнить — Любовь Орлова родилась 29 января 1902 года по старому стилю (по новому это 11 февраля). Правда, что она до последнего отмечала свой день рождения исключительно 29 числа?
- Это так. Вообще с цифрами у Орловой связаны очень интересные, но, честно говоря, печальные истории. Вот несколько примеров.
В 1975 году Орлова была уже больна. Она находилась в ЦКБ в Кунцево, в так называемой кремлевской больнице. 23-го января она потеряла сознание. В этот момент ее муж, режиссер Григорий Александров, находился рядом в палате. Потом уехал домой. ИЮ как только он вернулся, раздался телефонный звонок и голос Орловой, какой-то отстраненный, произнес: «Григорий Васильевич, приезжайте, я вас жду». И он спохватился, приехал, она открыла глаза и высказала мужу единственный упрек за всю их жизнь
Она сказала: «Как вы долго!» После чего она снова потеряла сознание и больше в себя не приходила.
23-го января был день рождения Григория Александрова.
26-го января она ушла из жизни, это был день рождения ее племянницы Нонны Сергеевны.
29-го января, в день Рождения Орловой, ее хоронили.
И, как сказала племянница Любови Орловой: «Любочка оставила нам всем подарки навсегда».
- Такие подарки действительно не забудешь…
- Конечно, память об Орловой в семье ее родных сохраняется, она бережется насколько это возможно. И вот те предметы, которые находятся здесь, которые я вам привез, они мне достались от внучатой племянницы Орловой Нонны Юрьевны Голиковой.
Кстати, их семья дворянского рода. Фаворит Екатерины II Орлов был один из родственников. Многие дворянские дома находились в родстве между собой, так что Орловы приходились родственниками графам Толстым.
Во время революции семья Орловой лишилась абсолютно всего. Их имения в Звенигороде, правда, отец Петр Федорович Орлов проиграл в карты еще перед революцией. Семья бедствовала, и, чтобы заработать хоть что-то, Орлова со своей старшей сестрой возили молоко в бидонах в Москву из Звенигорода, где жили. На морозе она испортила себе руки, воспалились и деформировались суставы (Орлова всю жизнь потом старалась их прятать, ходила в перчатках. В поздних ее фильмах вместо рук Орловой на крупных планах были руки дублерш).
Любовь Орлова в какой-то момент, вспомнив, что у нее хорошая консерваторская подготовка, пошла работать тапером в кино. И она в прокуренных кинозалах сидела и аккомпанировала немым лентам, смотрела на экран, впитывала в себя манеру актерской игры. Ей страшно хотелось оказаться там, на экране.
Судьба Любовь Орловой во многом с самого начала перекликалась с судьбой равной ей по величине звезды Марлен Дитрих. Они обе были аристократками, которые не смогли бы стать артистками, если бы не революция. «В актрисы? Все артистки — гулящие». Дворянская среда не могла допустить такого. Это был бы страшный позор на всю семью.
Из Орловой готовили пианистку, и она занималась в консерватории…
Орлова вышла замуж за Андрея Берзина, который был заместителем наркома земледелия. И в этот момент их семья вернулась к нормальному образу жизни. Они переехали в хорошую квартиру, папу и маму забрали из Подмосковья. Но вскоре Андрей Каспарович стал жертвой сталинских репрессий. Есть нелепый слух, что его штыками забрали из кровати Любови Орловой, после чего она не могла заснуть ни с одним мужчиной.
- Этого не было?
- Нет, это просто красивая легенда. Орлова со вторым мужем режиссером Александровым, действительно, спали в разных спальнях. Но это только потому, что жилплощадь позволяла (если супруги спят в разных комнатах и встречаются для романтических встреч на любой другой территории, то, поверьте, брак будет намного крепче). Кстати, у Любови Орловой были проблемы со сном, «болезнь Меньера». Это нарушение вестибулярного аппарата. Из-за нее она должна была спать в полной тишине и в полной темноте, чтобы никакой источник света не попадал ей в спальню.
- Орлова-Александров - единственная кинопара, интерес к которой сохраняется до сих пор. Почему?
- Действительно у нас были очень интересные звездные пары: гениальный режиссер Александр Довженко и блистательная киноактриса Юлия Солнцева (сыграла Аэлиту в фильме Якова Протазанова). Марина Ладынина и Иван Пырьев (это был яркий брак, но, к сожалению, он был разрушен). Сергей Герасимов и Татьяна Макарова. Но про них мало кто помнит.
Орлова и Александров делали добрые комедии, которые запомнились всем. Их встреча была взаимным везением. Он получил «звезду» для своих фильмов и жену, она — режиссера и мужа.
- Михаил, раз уж мы заговорили о любви. Марлен Дитрих была соперницей Орловой? Может быть, в вашем чемоданчике есть тому вещественные доказательства?
- Есть такие доказательства. И они есть в письмах, в дневниках. Но по порядку.
В 1929-м году Сталин отправил ведущих кинематографистов, включая Сергея Эйзенштейна, в Голливуд, перенять опыт создания звуковых фильмов. Но, пока оформлялись и ждали возможность приезда в США, оказались в Европе, где у Эйзенштейна было много знакомых. Он был хорошо знаком с кинорежиссером Джозефом Штернбергом, который снимал фильм «Голубой ангел» и искал исполнительницу главной роли.
Представьте себе совершенно невероятный сюжет: наши кинематографисты вместе со Штернбергом отправились как-то в Берлине на шоу Миши Шполянского «Два галстука».
Вдруг Эйзенштейн говорит примерно следующее: «Слушай, Джозеф, обрати-ка внимание вон на ту немку, которая хорошо танцует и неплохо поет. Мне кажется, ее стоило было бы попробовать в твой фильм». Джозеф посмотрел: «Ну да, действительно, хорошая фигура, хорошие черты, давай мы отправим Гришу Александрова для того, чтобы он пригласил ее к нам за столик».
Александров был очень хорош собой. Культурист, голубоглазый блондин. Он был женат, у него уже был сын Дуглас (назвали в честь знаменитого американского киноактера Дугласа Фэрбенкса), но семья осталась в Советском союзе, не поехала сопровождать его в командировку. И Александров подошел, улыбнулся и пригласил актрису за столик. Она представилась: «Марлен Дитрих». Этот момент вошел в историю.
На следующий день были пробы, Марлен их прошла. Но у нее начался роман с Григорием Александровым. Муж Марлен, Рудольф Зибер сказал: «Ну ты перестань встречаться с русским, тебе надо встречаться с Джозефом. Он режиссер, он тебе сделает карьеру».
- Какой циничный подход супруга Марлен!
- У них уже были формальные отношения. Зибер жил с русской танцовщицей Тамарой Матул, а у Марлен был бурный роман сразу с несколькими персонажами.
Итак, Джозеф Штернберг приглашает Александрова и Эйзенштейна к работе над образом Марлен Дитрих. И они соглашаются. Представьте себе: съемочная площадка, прекрасная актриса…
Александров воплотил представление об идеальной кинозвезде и женщине сначала в Марлен Дитрих, а потом в Любови Орловой. И Орлова никогда не могла ему простить того, что Марлен была первая, была раньше. И всегда на общих фотографиях с Марлен Дитрих отрезала ее ножницами.
- Роман Александрова с Марлен Дитрих был коротким?
- Он закончился на съёмочной площадке. Но представьте себе, что в память об этом романе Марлен Дитрих дарит вот эту пластинку (Куницын достает и пластинку, и граммофон).
Эту пластинку Нонна Юрьевна Голикова получила в дар от Любови Орловой и Григория Александрова. А потом передала мне. Пластинка на 78 оборотов, на ней песня. Ева, читайте, помогайте мне пожалуйста.
- Falling in Love Again.
- «Следуй за любовью снова» из фильма «Голубой ангел». Вот мы сейчас поставим эту пластинку на проигрывание. Она треснула, но сохранилась до сих пор. Мы отправляемся в 1930-й год… Пока пластинка играет, я расскажу, что произошло дальше.
В 30-м году Александров и Эйзенштейн получили визу в Америку, уехали в Голливуд. И туда же приезжает Марлен Дитрих на премьеру фильма «Голубой ангел».
Секунду… Слышите, вот тут Марлен на октаву ниже поет? Этому приему ее научила Марианна Освальд. Она, к слову, пела хриплым голосом и рассказывала всем, что это последствие насилия (полицейский забрал Освальд в участок и там сломал гортань).
Так вот, Марлен Дитрих и Александров снова пересеклись в Голливуде. После премьеры «Голубого ангела» (он, кстати, вышел на двух языках одновременно, на немецком и на английском) Марлен проснулась мега-звездой. Она стала американской актрисой и приняла американское гражданство. А все потому, что в то время к власти в Германии пришел Гитлер. Он любыми способами пытался вернуть главную звезду Рейха. Но ему это не удалось. Здесь напрашивается параллель сложных отношений Орловой и Сталина.
«Наконец-то этот мерзавец сдох»
- Благодаря фильму «Веселые ребята» Орлова и познакомилась с будущим вторым мужем Александровым?
- Орлова и Александров впервые пересеклись во время подготовки к съемкам «Веселых ребят» (изначально режиссер получил заказ экранизировать музыкальный спектакль Леонида Утесова, который назывался «Музыкальный магазин»). Он отснял рабочий материал, посмотрел, что получается и понял, что требуется сценарий. И, конечно, любовная история. Какой фильм без любви?
Леонид Утесов предложил на исполнительницу главной роли популярную ленинградскую певицу, которая только начинала свои первые шаги на эстраде, Клавдию Шульженко. Александров сделал пробы, посмотрел. Шульженко была невероятно обаятельной, она была, как сейчас бы сказали, сексуальной: чувственные черты лица, красивые руки, великолепная не анорексичная фигура. Но в кадре она совершенно не соответствовала тому представлению об идеальной кинозвезде, которое сложилось у Александрова после его командировки в Голливуд.
Он понимал, что ему «звезда» нужна абсолютно Голливудского уровня. И он стал искать. Орлова в то время поступила в театр Немировича-Данченко. Еще она великолепно пела, у нее был чудесный голос, сопрано. В нее влюбился Михаил Немирович Данченко-сын, и сам Владимир Иванович тоже был очень увлечен молодой голубоглазой шатенкой (она была шатенкой, никакой не блондинкой). Ей доверили главные роли.
- Несчастный муж Берзин находился в этот момент в лагерях?
- Да. Она ничего не знала о его судьбе. Орлова пела «Периколу», пела прекрасно, и на нее пошла вся Москва. Александрову посоветовали - иди и посмотри. Он увидел, пришел к ней за кулисы. Орлова сказала об этой встрече потом так: «Я увидела золотоволосого бога, влюбилась в него, как кошка, и все было предрешено».
У них начался роман, он пригласил ее сниматься в кино. Для фильма «Веселые ребята» Александров перекрашивает Орлову в блондинку, отправляет ее к стоматологу, чтобы тот сделал фарфоровую голливудскую улыбку (поставили виниры). Существует миф о том, что Орловой удалили два ребра. У нее и так была хорошая фигура, так что такой сложной операции не требовалось.
Сталин помог прокату фильма «Веселые ребята»: рассказ биографа Любови Орловой
Смотрите видео по теме
В 1934-м году на экраны вышел фильм «Веселые ребята» с голубоглазой блондинкой, звездой голливудского уровня, в главной роли.
У меня в руках (Куницын достает из чемодана очередной артефакт) фотография: Любовь Орлова в фильме «Веселые ребята». С другой стороны рукой Александрова подписано: «Веселые ребята». Это тоже хранилось в доме Любови Петровны и это тоже подарила мне Нонна Юрьевна Голикова. Я привез сюда этот предмет с чувством волнения.
- Правда, что фильм «Веселые ребята» не вышел бы на экраны, если бы не Сталин?
-Да, фильм запретили. Пока шли съемки на московском кинообъединении, наверх все время поступали сигналы, что там творится страшное безобразие, «ощущение, что на студию проникли диверсанты и несут чуждую нам идеологию». Но удалось достучаться до Горького, и тот пообещал показать Сталину этот фильм. Хотя бы первую часть.
Кинозал, Александров с пленками, с бобинами сидит и трясется. Сталин смотрит первую часть. Она заканчивается, он говорит: «Заряжай вторую». А там и третью зарядили, и четвёртую, и пятую, и шестую. Сталин посмотрел весь фильм и вышел с фразой: «Хорошая картина, я как будто месяц в санатории побывал. Устраивайте премьеру».
Фильм на экранах кинотеатров шел до начала 50-х годов. Несколько тысяч копий пришли в негодность от того, что их закрутили до дыр в прямом смысле этого слова. Люди смотрели не по одному разу, по десятку. В Орлову влюбилась вся страна, и Сталин в том числе был очень очарован кинозвездой (а вот Леонида Утесова он не любил. «А, этот хрипатый», - так говорил о нем). После премьеры фильма состоялась одна -единственная встреча Любови Орловой с Иосифом Сталиным.
- Что про нее рассказывал близким сама Орлова?
- В 1935-м году был составлен список награждаемых за фильм. Ордена, звания. Леонид Утесов тоже был в этом списке, но его наградой был всего лишь фотоаппарат (так Сталин оценил участие Утесова в картине).
Орловой дали орден. Был устроен прием, на котором они со Сталиным встретились. Сталин был разочарован, увидев ее. Она была маленькая, бледная, и, как показалось Сталину, худенькая.
Он спросил Александрова: «Григорий Василич, вы что, не кормите Любовь Петровну?» «Ну как же не кормлю, кормлю». «Учтите, кормить не будете - мы вас повесим». «За что?» «За шею, товарищ Александров, за шею».
Главный друг советских кинематографистов был большой шутник. Он спросил: «Любовь Петровна, скажите, пожалуйста, вы что-нибудь хотите?» Она сказала: «Да, я хочу знать о судьбе моего первого мужа». На что ей было отвечено: «Вам сообщат».
Вскоре ее вызвали на Лубянку и сказали: «Ваш муж находится в лагерях по такому-то делу, но мы вас можем воссоединить». Она ответила: «Спасибо, я просто беспокоюсь о том, что происходит сейчас с этим человеком».
Его, кстати в итоге освободили, но абсолютно больным (у него была онкология).
- То есть Орлова поняла, что они грозились ее тоже посадить?
- Скорее, намекали. Кроме Орловой, Утесова и Александрова, больше никому из создателей фильма не повезло. Одного автора сценария, Николая Эрдмана, посадили сразу, второго - Владимира Масса - арестовали чуть позже. А оператор Нильсон в 1938-ом году был расстрелян.
Орлова ненавидела Сталина. Но ей повезло, что они больше никогда и нигде не пересекались. Он ее видел на трибуне, они могли оказаться в каких-то президиумах, но уже не было формата общения приема.
- Однако Александров вряд ли ненавидел Сталина, по крайней мере, он принимал из его рук все дары…
- Кстати, существует анекдот, каким образом Александров с Орловой стали обладателями участка во Внукове (если быть точными, то участок в гектар земли получил Александров, а Орлова для своей сестры получила 50 соток по соседству).
Итак, анекдот. Сталин собрал деятелей культуры и стал спрашивать, кому что нужно для творчества. Кто-то сказал: «Мне нужна дача для того, чтобы писать мои романы». Дали дачу.
«Мне нужен автомобиль, чтобы ездить на встречи с моими читателями, писателями, слушателями». Этому деятелю искусств дали автомобиль. «А мне нужна квартира». Получил квартиру.
А товарищ Александров попросил книгу Сталина с автографом, за что получил и книгу, и машину, и квартиру, и дачу.
Анекдот это или нет, но тем не менее факт: квартиру Орлова с Александровым получили на улице Немировича-Данченко, в одном доме с самим режиссером. Это была хорошая квартира, в которой они жили вместе с мамой Любови Петровны, (папа уже ушел из жизни).
Мама была настоящая графиня, которая могла прикрикнуть на помощницу. Близкие боялись, что кто-нибудь из соседей «стуканет» на барыню, которая в советское время ведет себя по старорежимному. Обращались к ней дочь и зять только на «вы». Но Орлова и Александров между собой тоже были на «вы».
Для того, чтобы побыть вдвоем (а маменька была все время дома), Орлова с Александровым снимали номер в гостинице «Москва», а маме присылали телеграммы, что они на гастролях, и гастроли проходят успешно.
- Орловой до сих пор не могут простить, что она «пела и танцевала» при Сталине.
- А что ей оставалось делать? Она принадлежала к русской интеллигенции и аристократии, которая в чудесным образом уцелела в годы сталинских репрессий. Орлова непрерывно шла по лезвию, она понимала, что в любой момент это все может закончиться. Она осознавала, в какой стране она живет. Но при этом старалась помогать другим. Спасала людей, которым после лагерей негде было жить, размещала у себя дома.
Вот конкретный пример. По рассказам дочери одного из руководителей Мосфильма по фамилии Головня, ее отчим был арестован, мать тоже находилась в лагерях. Когда их освободили, Орлова помогла трудоустроиться и поселила у себя дома в московской квартире, пока они получали жилье.
В день, когда по радио объявили о кончине Сталина, Любовь Орлова произнесла одну фразу: «Наконец-то этот мерзавец сдох». Стоящая рядом Нонна Голикова заплакала и сказала: «Бабушка, ну как же Любочка так говорит про него!» Бабушка засмеялась: «А я и не знала, что ты у нас такая дурочка».
Когда в 50-е годы, уже после смерти Сталина стали возвращаться из лагерей друзья Орловой, она принимала всех и всех трудоустраивала.
По всей стране зашагали миллионы блондинок
- Что за необычный фотоколлаж у вас в руках?
- Это коллаж к фильму «Цирк» 1936 года. Он сделан руками Александрова. Это все вырезано им самим, наклеено на фанеру. И в итоге эта картинка стала прототипом официальной афиши фильма.
Подготовка к премьере шла абсолютно по голливудским стандартам, к выходу фильма были записаны грампластинки, выпущен мерч (футболки с портретом Любови Орловой, футболки с портретом Столярова, который играл главную роль). Героиню фильма, американку, которую играет Любовь Орлова, зовут Марион Диксон. Какое имя это напоминает?
- Конечно, Марлен Дитрих.
- Это такой маленький привет Александров послал «моей подружке Марлен» (именно так он ее всегда ласково называл). Орлова никогда не предъявляла никаких претензий. И имя, которое дал героине «Цирка» Александров, Орлова приняла. Она понимала, что этот фильм будет совершеннейшей бомбой. Музыка Дунаевского, сценарий Ильфа и Петрова (но Александров так переработал их сценарий, что они сняли свои имена из титров). Песня на стихи Василия Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек, я другой страны такой не знаю, где так вольно дышит человек».
После фильма «Цирк» по всей стране зашагали целые отряды, миллионы блондинок, началось то, что психологи назвали «синдромом Орловой» - когда обожание и фанатизм доходили до исступления. Женщины стали себя называть дочерьми, сестрами Любови Орловой. Преследовать ее на концертах, ждать у подъезда. Она была первой нашей советской кинозвездой, фанатизм вокруг которой был совершенно непередаваемым. Даже трудно сказать, с кем из ныне живущих звезд может сравниться Любовь Орлова.
Перекрывались улицы, водители отказывались возить ее на своих представительских автомобилях, потому что у них отрывали фары, ручки, молдинги. В Грузии, в Тбилиси, машину с Орловой несли на руках до гостиницы, подняв над толпой. Представьте себе, что испытывала Любовь Петровна. С одной стороны - дикий восторг, с другой стороны, это просто страшно. По свидетельствам ее близких, это было действительно страшно, потому что, как в фильме «Парфюмер», ее могла просто разорвать на части в любой момент. Но то же самое происходило с Марлен Дитрих, ее преследовали в Голливуде маньяки.
Мария Рива (дочь Марлен Дитрих) написала чудовищную книгу о своей матери, выложив все интимные подробности ее жизни, вплоть до того, как уже немолодая Марлен ходила в туалет. Это, на мой взгляд, не очень правильно, она раскрыла все. А у нас про Орлову было закрыто все.
- Почему?
- Две актрисы представляли два совершенно разных общества. Марлен Дитрих - капиталистический, где изо всего делался пиар. Любовь Орлова – советский, где к людям искусства относятся по другому, где все нужно согласовывать (даже интервью, которые давала Любовь Орлова, можно перечесть по пальцам).
Конечно, образы Орловой и Марлен Дитрих пересекаются, но роли, которые они играют - очень разные и очень отличающиеся друг от друга. И вокально они, несомненно, несравнимы.
(Михаил из своего чемодана достает уникальную пластинку, которая существует в одном экземпляре).
Пластинка была изготовлена на аппарате-дицилите, он позволял сразу же нарезать звуковую дорожку. Магнитофонов не было, а в доме Александрова и Орловой была самая крутая звукозаписывающая техника. В их доме был один из первых в нашей стране видеомагнитофонов.
Как вам голос? Это же изумительно. Но стоит вспомнить Виталия Яковлевича Вульфа, который так говорил: «Орлова хорошо пела, но не была при этом великой певицей, как Надежда Обухова. Орлова обладала несомненным драматическим талантом, но не при этом она не была великой актрисой, как Ангелина Степанова. Она хорошо танцевала, у нее была прекрасная хореографическая подготовка, но при этом она не была великой балериной, как Галина Уланова.
Но, когда эти качества объединялись в одном человеке, еще и очень красивой женщине, то Орлова поднималась до уровня гениальности». И мы поэтому испытываем к ней такой интерес.
Свою жизнь она определяла одной фразой: «Я никому никогда не завидовала и всем хотела добра». И это правда. Даже свои вещи она практически все отдавала своей племяннице. Вот тому доказательство.
- А что это у вас в руках?
- Фрагмент концертного платья, того самого, в котором она изображена на обложке этой грампластинки. Это именно то самое платье. Тонкий прозрачный материал, изображены ромашки. Голикова поносила его какое-то время, а потом хотела из этой ткани сделать абажур, но руки не дошли.
- Как состоялась в Москве встреча Любови Орловой и Марлен Дитрих?
- Марлен Дитрих в 64-ом году приехала к нам на гастроли. Орловой было тогда 62. И вот они пересеклись. Конечно, Григорий Васильевич Александров привез Марлен на дачу, конечно, там был устроен прием,. Конечно, Орлова принимала ее на высшем уровне и была невероятно любезна. Но потом обрезала все фотографии.
- Всегда интересно, какую тайну хранил в себе человек…
- О себе Орлова говорила так: «Мое творчество известно всем, моя личная жизнь не касается никого». А личная жизнь была счастливой, потому что она занималась любимым делом и жила с любимым человеком.
Мы уже привыкли к косметологическим приемам и возможностям, а Орлова была первой, кто стал бороться за свою молодость. Она делала операции, связанные с сохранением молодости, и Нонна Голикова вспоминает, как однажды пришла к ним на дачу. Любовь Петровна в черных очках, хотя был пасмурный день. Голикова спрашивает: «Григорий Василич, а почему Любочка в черных очках?» «Она только что сделала операцию на глазах».
Когда я спросил Голикову, как Любовь Петровна выглядела в обычной жизни, она ответила: «Да обычно».
Кстати, последние ее съемки - это был фильм 1973-го года «Скворец и лира», ей был уже 71 год, она играла молодую разведчицу. В тот момент СССР пытался отстраиваться отношения с западными странами, а Александров показал, что все «пропитано» нашими разведчиками. Поэтому решили эту картину вообще не выпускать.
Орлова сама разочаровалась, она хотела уйти, оставив память о себе как о вечно молодой и красивой, но, к сожалению, этого не получилось. Актриса просила эту картину никогда не показывать, но, тем не менее, ее показали в 1996-м году по телевидению, и с тех пор она время от времени где-то появляется.
- Орлова относилась к Александрову с любовью до последних дней?
- Она всегда сидела и восторженно слушала, как ее супруг говорил о своей дружбе с Чарли Чаплином, о своих поездках по Мексике, о встречах с великими художниками, писателями, с папой римским, о работе с первыми лицами советского государства, о встречах с Максимом Горьким. И наблюдала: внимательно ли слушают все остальные?! И тот, кто не соглашался с тем, что ее муж - гений, навсегда устранялся из ее жизни.
Попасть в их дом было непросто, но можно, они принимали гостей. У них часто жила и гостила Фаина Раневская. Она приходила к Орловой в любое время. В гостях у Орловой бывала Эдит Леонидовна Утесова, дочка Леонида Утесова. Приходили дипломаты, артисты, музыканты.
Но никогда никаких романов на стороне у Орловой и Александрова не было, потому что это была абсолютно любящая друг друга семья. Поэтому, когда говорят: «Орлова отомстила своей сопернице, купив тот же материал платья, в котором соперница пришла к ним в гости с Александровым, и этим материалом обтянула все диваны и сшила шторы, таким образом ее уничтожив» - чушь это все, ерунда, байки.
Кстати, часть анекдотов про Орлову придумывала Раневская, она говорила: «У Любочки прелестная мордочка, как жопка у младенчика». «У Любочки чудесная мордочка, но голос - как будто она писает в медное ведро». Но до Орловой, слава Богу, это никогда не доходило. При ней Раневская была мила, потому что тоже была из очень интеллигентной среды.
- Кстати, про дом Орловой и Александрова. Что он из себя представлял и что с ним стало?
- Дом мечты, знаменитая дачу во Внукове, эскиз которой рисовал Александров вместе со шведским архитектором. Это был очень красивый дом, я помню его с детства.
Как-то мы шли, и мама рассказывала, как она провела свое детство во Внуково (она выросла в этом поселке). «Вот это - дача Игоря Ильинского… Это - дача Лебедева-Кумача…» И вдруг я за забором увидел розовой дом с белыми колоннами, и говорю: «О-о-о, вот здесь я хочу жить». «Ну что ты, Мишенька, это же дача самой Любови Орловой». «Это которая пела: «Я из пушки в небо уйду?»
Мне было лет 5-6, Орлова ушла уже из жизни в этот момент. « Я не знаю, как, но там окажусь», - сказал я. И я оказался, потому дружу с Нонной Юрьевной Голиковой, внучатой племянницей Любови Орловой, а с другой стороны, я дружил с Григорием Александровым-младшим, родным внуком Григория Александрова.
Дом переделан нынешним собственником, адвокатом Добровинским. И теперь он мало похож на тот, что был при жизни Орловой и Александрова. Посмотрите фотографии, сравните. Соседи прислали эти снимки. Под дождем мокнет стол, за которым Орлова и Александров принимали гостей…
- Орлова вела и активную общественную деятельность?
- В сороковом году она призывала женщин отказаться от абортов, была участницей такого движения. Любимая всеми актриса, кинозвезда – конечно, к ее мнению тогда уже прислушивались…
Был такой случай: в одном городе женщина, провожая на фронт мужа и своих сыновей, сажала по дереву. Прошла война, деревья выросли, а с фронта никто не вернулся. Вдова фронтовиков жила мыслью, что близкие живут рядом с ней, но в виде этих деревьев.
Местные власти решили расширять дорогу, она должна была пройти по этим тополям. Куда бы женщина ни обращалась, от нее отмахивались. И тогда она написала Любови Орловой. Орлова изменила гастрольный график, приехала в этот город, дала там концерт и после этого сказала: «А теперь отвезите меня на такую-то улицу, я хочу увидеть вот такую-то». Ее привезли, она встретилась с этой женщиной и взяла с руководства города обещание, что дорога пойдет по другому направлению.