Тот же посыл и у А.А.Ахматовой, которая в грозную годину германского нашествия пишет:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Все остальное: жизнь и смерть, потеря крова — производные от языка — главного стержня, скрепляющего нацию, предопределяющего неизбежный патриотический подъем.
Оно, великое русское слово, действительно перемелет любой иностранный термин. Например, один из самых популярных — тренд. Тренд (англицизм от trend — тенденция) — основная тенденция изменения чего-либо. Где только в последнее время этот термин не применяется!
С некоторых пор и в управлении образованием наметился очередной тренд: убирать пожилых руководителей образования, заменяя их молодыми эффективными менеджерами. Пресловутая 278-я с., п. 2, Административного кодекса позволяет учредителю убрать любого руководителя школы без объяснения причин.
Что же, омолаживание руководящих кадров — веяние времени. А посему в полном соответствии с духом эпохи напрашивается лозунг: молодым везде у нас дорога — пожилым везде у нас трындец! Ну, или, точнее, — трендец…
Моя почта переполнена беспросветными письмами коллег, повествующих о своем отстранении от руководства школами, созданию и развитию которых они посвятили целую жизнь.
Среди них директор поселковой школы. По понятным причинам регион я не указываю, как и его фамилию. Так вот школа по всем показателям, включая результаты сдачи ЕГЭ, лидирует не только в области, но и занимает ведущее место в регионе, в центре которого город с населением свыше миллиона человек. Казалось бы, чего еще желать? Так нет, местный руководитель департамента образования, в соответствии с заданным свыше трендом, отправляет директора на заслуженный отдых с пенсией в 15 тысяч рублей, назначая вместо него 23-летнего юношу, который до этого ни дня не работал в школе, но зато засветился с положительной стороны при проведении политических кампаний по выборам в органы местной муниципальной власти.
Иногда от этой напасти удается отбиться. По данному конкретному случаю звоню губернатору края. Он серьезный, грамотный человек, в прошлом ученый. Обрисовываю ситуацию. Руководитель региона просит не отключать телефон и переходит на громкую связь. Далее следует его разговор с министром просвещения данного региона. Привожу его краткое содержание.
— Вы что там сотворили с имяреком? Он же руководитель одной из лучших школ края.
— Так тренд же такой, на сей счет есть высочайшие указания.
— Трендить надо правильно! Директора восстановить немедленно!
Ну, слава богу, в данном конкретном случае справедливость восторжествовала. Но до каждого губернатора не достучишься. С руководителями такого ранга, скорее всего, даже не свяжут по телефону, переадресовав звонок в региональное министерство просвещения, где сидят «небожители», вершащие судьбы заслуженных в прошлом людей. В собственной святости чиновники не сомневаются. Не зря же на сайте одного из региональных министерств написано: Министерство просвЯщения!
Но вернемся к печальной судьбе директоров, особенно поселковых и сельских школ. На мой взгляд, это самая бесправная категория руководителей, находящаяся в полной зависимости (если не сказать в рабстве) у всех местных начальников: глав муниципальных образований, комитетов образований (аналог — советское РОНО) и далее по списку. Не вовремя поданные отчеты этим местным «царькам» — прекрасный повод для увольнения руководителя школы.
Привожу в пример очередной «плач педагогической Ярославны» из чата: «Я директор поселковой школы, по сельским меркам большой — девятьсот учащихся. Руковожу школой четверть века. У меня по штатному расписанию всего один заместитель. Так вот, несмотря на все постановления Министерства просвещения РФ о снижении бумажной отчетности со школ, количество бумаг, которыми я должна отчитываться, катастрофически нарастает с каждым днем. Наряду с традиционными отчетами о текущей успеваемости детей, результатах их промежуточной аттестации по четвертям, итогах сдачи ОГЭ и ЕГЭ, выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности (при том что деньги из-за скудости бюджета практически не выделяются), я должна отчитываться о заболеваемости детей по ковиду и докладывать о том, кто из них каким штаммом заразился. Плюс — показать динамику выздоровления отдельно в зависимости от штамма.
Мало того, необходимо собрать и обработать информацию о динамике роста нуждающихся в улучшении жилищных условий семей с 2016 года по сей день. Как будто, основываясь на этих данных, прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно построит жилье. На каждый такой отчет уходит два-три дня. Весь этот мартышкин труд отвлекает от прямых обязанностей директора школы: от непосредственной работы с детьми и педагогами.
Я давно выработала пенсию по выслуге лет и запросто могу отказаться писать эти никому не нужные писульки. Останавливает лишь то, что такое мое вольное поведение немедленно отразится на школе, а конкретно — на учителях и детях. Поэтому терплю, строчу отчеты, сцепив зубы».
Можно ли считать подобную ситуацию безысходной? Да нет, еще пять лет назад тогдашний руководитель Департамента образования Москвы И.И.Калина четко обозначил позицию ведомства: подобными сторонними запросами школы не беспокоить. Все вопросы к учредителю. И управленческий беспредел в отношении школ мгновенно прекратился.
Меньше всего я хотел бы выглядеть в глазах читателей зоилом — так встарь называли пристрастных хулителей, которые во всем новом видели только одни недостатки. Поэтому я не возражаю против прихода к управлению молодых эффективных менеджеров, способных быстро вывести школы из хозяйственной разрухи.
Так, в одном из регионов главой района стал молодой чиновник, который никогда прежде не сталкивался с проблемой образования. Но директора школ не нарадуются его приходу к власти. За короткий период он обеспечил школы скоростным Интернетом, нашел средства и отремонтировал ветхие школьные помещения. Иными словами, он занимался своим управленческим делом, создавая условия для работы школ, а в содержание их работы не лез, предоставляя это поле профессионалам. Так сбылась мечта И.А.Крылова о том, чтобы каждый занимался своим делом: сапоги тачал сапожник, а пироги пек пирожник.
А с другой стороны, уходить надо вовремя. Доказательством тому является безобразная история, когда восьмидесятилетняя директриса гимназии Санкт-Петербурга уволила учителя, который осмелился читать старшеклассникам стихи «врагов народа» Д.Хармса и А.Введенского.
Вот и получается, что трендить надо правильно.