Также действия всей троицы мы попросили проанализировать опытного юриста, который сам достаточно долгое время работал в МВД.
Все трое участников конфликта были уволены из органов внутренних дел. Инспектор Колесников, который сломал руку оперативнице, отправлен под домашний арест. В отношении него завели дело по статье о превышении должностных полномочий. В отношении Юдиной проводится проверка. Ей также может грозить уголовное дело.
«Всегда была несдержанной»
Сторонники Юдиной и Колесникова развернули на форумах и в соцсетях настоящую информационную войну. Оперативницу поспешили объявить «блатной», приписали ей родство с бывшим начальником ОМВД по Бокситогорскому району. Правда, потом выяснилось, что он всего лишь ее однофамилец, но это уже прошло незамеченным.
Как нам удалось выяснилось, Алене Юдиной ох как далеко до «золотой молодежи». Она выросла в отдаленном маленьком селе Харитоново, в Котласском районе, Архангельской области. От села до административного центра Сольвычегодск — 42 километра. Через реку Вычегду здесь наводят понтонную переправу, а в бездорожье действует паромная переправа. По рассказам местных жителей, от поселка тянется узкоколейная железная дорога, по которой вывозят заготовленный лес. А потом кругляк сплавляют по реке. Зимой дорогу заметает, и рабочий поезд уже не ходит. Другой работы, как на частных лесозаготовительных предприятиях, здесь нет. Когда-то в Харитоново был свой маленький аэродром, но он давно уже заброшен.
— Работы в Харитоново нет, поселок отживает свой век, — говорит местная жительница Галина. — Действует еще школа, поселковый детский сад, есть клуб, почта, своя пожарная часть. Все взрослое население ездит работать вахтовым методом. Кто-то пытается подработать на местных лесопильных частных производствах. Благо, что автобус ходит еще каждый день и работают магазины.
В поселке активно обсуждают драку своей землячки, 24-летней Алены Юдиной с инспекторами ГИБДД в Санкт-Петербурге.
— Алена закончила нашу Харитоновскую среднюю общеобразовательную школу, — говорит ее директор Галина Сергеевна Крейдер. — Она очень серьезно относилась к учебе. В основном получала «пятерки», реже – «четверки». Была активисткой. Девушка мечтала попасть на работу в одно из силовых ведомств. Думала и о полиции, и о военной специальности. Усиленно готовилась к поступлению. Занималась спортом. Каждое утро, невзирая на погоду, бегала по сельским дорогам, подтягивалась на перекладине, качала пресс. Она знала, что в вузе придется сдавать, в том числе, и экзамены по физподготовке.
В то же время, те, кто учился с Аленой Юдиной в одной школе, говорят о ее неуживчивом характере.
— Да это так, — говорит и директор школы. — Алена могла унизить сверстников, а также оскорбить пожилых людей. Были у нее подобные конфликтные ситуации. Она всегда была несдержанной. Договариваться она не умела, всегда отстаивала свою точку зрения, хотя иной раз она была ошибочной.
Жители Харитоново говорят, что ничуть не удивились, когда узнали, что Алена Юдина ввязалась в драку с инспекторами ГИБДД. Одни ее жалеют, ссылаясь на то, что у девочки было непростое детство. Другие уверены, что она получила то, что заслужила.
— Из-за склочного, воинственного характера Юдиной у нее среди молодых людей в Харитоново было немало врагов, — говорит местный житель Сергей. — У нас поговаривали, что она и в полицию-то стремилась, чтобы отомстить. Сельчане думали, что с годами она станет мудрее, сдержанней. Оказалось, что нет, она все та же Алена Юдина, у которой «пальцы веером».
Жители Харитоново поделились, что Алена росла в неполной семье, ее поднимала одна мать. Их семье всегда старались помочь.
— Отец у них был простым работягой, рано умер, — рассказывает старожил Елена. — В семье осталось трое детей. Алена выросла с двумя братьями. Старший брат пошел потом учиться в мореходку в Архангельске. Младший у них был самый толковый, хорошо учился. В его судьбе большое участие принял глава нашей администрации. Писал ходатайства в различные инстанции, благодаря его усилиям, парень после восьмого класса попал в кадетский корпус в Санкт-Петербурге, дальше пошел, насколько я знаю, по военной стезе.
Как говорят местные жители, оба брата весьма редко показывались в родном селе. Юдины вообще стремились особо не привлекать к себе внимание. Жили они весьма скромно.
— Мать Алены, Любовь, где только не работала, чтобы поставить детей на ноги. Знаю, что трудилась уборщицей на лесозаготовительном предприятии. Мыла полы, сгребала опилки. Но удивительно, что нигде она не задерживалась. Как только Алена закончила школу, уехала учиться в Питер, покинула Харитоново и ее мать. По слухам Любовь сейчас живет в Котласе, снимает там жилье и работает.
Немало в Харитоново тех, кто сопереживает Алене Юдиной.
— Ей и так в жизни пришлось не сладко, денег в семье не хватало, девочку не баловали, — говорит местная жительница Наталья. — У нее было только все самое необходимое, без излишеств. Не удивительно, что она хотела быть лучше своего окружения, и проблемы в семье не хотела афишировать. Ей было стыдно. Всего в жизни ей пришлось добиваться самой. Она очень рано начала подрабатывать. При этом училась очно. Только встала на ноги, как встряла в драку. Вот почему она не ушла, зачем полезла «на рожон», бросилась на инспекторов? Разве мужики «при исполнении» будут такое терпеть? Недаром говорят, что характер — это судьба. По-хорошему, жалко эту дуреху.
«Обязана была показать удостоверение»
В соцсетях, между тем, удивляются стремительной карьере Алене Юдиной. Многие задаются вопросом, как недавняя выпускница университета МВД попала в Уголовный розыск, да еще и на руководящую должность. И строят нелицеприятные предположения… На Алену Юдину льются потоки грязи. Защитников у нее в разы меньше, чем у Колесникова.
Одного из опытных юристов мы попросили оценить действия оперативницы и инспекторов ГИБДД в громком конфликте.
— В чем изначально была неправа Юдина?
— Тут нужно посмотреть, из-за чего начался конфликт, — говорит юрист Максим Викторович. — По мнению Юдиной, автомобиль, задержанный сотрудниками ГИБДД, припарковался не там, где ей хотелось бы (не знаю, как там насчет разметки и прочего, и есть ли во дворе отдела полиции специальные места для машин задержанных).
Тут надо уточнить, что даже если Юдина находилась в это время на дежурстве, то размещение транспортных средств на территории отдела полиции — не ее сфера деятельности от слова «вообще»! Данный вопрос находится в ведении исключительно сотрудников Дежурной части и/или старшины отдела. Если ей чем-то не понравилось, как была припаркована машина задержанных, то она была обязана доложить об этом дежурному по отделу или его помощнику, но никак не вмешиваться лично, «светясь» при этом перед задержанными, как сотрудник Уголовного розыска! Это ее первая ошибка (мягко говоря — чистой воды непрофессионализм).
Далее, уяснив, что неправильно, по ее мнению, припаркованный автомобиль принадлежит задержанным, она могла подойти к задержавшим их сотрудникам ГИБДД и в спокойном режиме решить этот вопрос, объяснив, почему это надо сделать. Однако, в нарушение «Закона о полиции», находясь в гражданской одежде, имея при этом табельное оружие, устроила истерику.
Кстати, насчет оружия. Этот факт, возможно, не устанавливался официально, с каким таким «стволом» — табельным или нет, Юдина расхаживала по отделу — не понятно. Ну, а факт ее нападения (иначе квалифицировать ее действия я не могу) на сотрудника ГИБДД зафиксирован на видео.
— У нее было право иметь при себе оружие?
— Наличие у Юдиной при себе оружия (если, конечно, это был табельный пистолет, а не какой-нибудь «левый») в принципе возможно. Разрешение на ношение и хранение табельного оружия прописано в удостоверении любого сотрудника полиции.
Другой вопрос, что после давних и не очень случаев как утери оружия, так и использования и применения его в преступных целях, руководство подразделений, как правило, не разрешает свободное ношение и хранение табельного оружия сотрудниками, регламентируя выдачу оружия только на время несения службы. Тут возникает вопрос — что делала Юдина в помещении отдела вообще и дежурной части именно в этот день и в это время?
— На видео слышно, как Юдина говорит, что «она — дежурный опер».
— У меня такой информации нет. С сотрудниками ГИБДД все понятно, они находились на службе в соответствии с графиком дежурств, доставили в отдел задержанных, если не ошибаюсь, за нарушение миграционного Законодательства. Это право сотрудников МВД, в том числе и ГИБДД, так что здесь нарушений нет.
Юдина, сочтя, что сотрудники ГИБДД проявили самовольство и разместили автомобиль задержанных, по ее мнению, неправильно, решила этих «нерадивых» сотрудников, что называется, «построить»…
Колесников, в исполнение требований не одного, а нескольких Законов, причем федеральных, потребовал у Юдиной предъявить служебное удостоверение. Требование это, также неоднократно повторенное, также зафиксировано на видео.
— Юдина должна была показать служебное удостоверение?
— Обязана. Однако, в нарушение «Закона о полиции», других Федеральных законов, она этого не сделала. Что еще более усугубило ситуацию, так это наличие у Юдиной оружия. Ставлю себя на место Колесникова — и удивляюсь его хладнокровию. Я работал в милиции в 90-х годах, понятно, что время и обстановка была несколько другими, но первое, что я бы сделал на месте Колесникова, так это под прицелом своего табельного оружия и при поддержке напарника, разоружил бы ее.
Верить на слово кому-то, кого я вижу первый раз в жизни, что он (она) — сотрудник полиции, я не должен. Верить кричащей из-за стекла сотруднице дежурной части, утверждающей это же — также не обязан, я не знаю, кто там еще находится, и не держит ли этот кто-то под прицелом сотрудников дежурки и не требует ли от них подтвердить слова Юдиной.
«Все спустят на тормозах»
— Как можно оценить действия, а скорее — бездействие сотрудников дежурной части 37-го отдела полиции Василеостровского района Санкт-Петербурга?
— Все происходило в помещении дежурки, это их территория, и их прямая обязанность — не допустить подобное вообще! Но, как всегда… Не удивлюсь, если выяснится, что смена была неполной (обычно заступают три человека — дежурный, помощник дежурного и резервный), что кто-то был в отпуске, кто-то был на обеде, кто-то занят задержанными и не смог вовремя отреагировать… Да еще, видя, что творится сейчас в наших органах, могу, опять-таки, предположить, что эта оперативница так достала всех сотрудников отдела, что с ней предпочитали просто не связываться, ибо себе дороже.
В результате сотрудники ГИБДД перешли от уговоров к активным действиям, кстати, также прописанным в «Законе о полиции», то есть попытались обезоружить неизвестную им вооруженную женщину и выяснить ее личность, которая, кстати, сама на них напала. В результате чего в их действиях, как юрист, я вижу только действия по исполнению требований Закона и самообороне.
Однозначно — неправа Юдина, так как это был не ее вопрос и не ее прерогатива. Также возникает вопрос о компетентности сотрудников дежурной части, а вот к сотрудникам ГИБДД у меня вопросов нет!
— Нет противостояния между различными подразделениями — полицейскими и инспекторами ГИБДД?
— В принципе, отношения между сотрудниками МВД — дежурок, ППС, ГИБДД, других подразделений и служб — строятся, как и везде, на личных отношениях. Все — люди, у всех свои симпатии и антипатии.
Единственные неприязненные отношения, существующие по умолчанию, и о которых известно лично мне, это отношения между сотрудниками правоохранительных органов вообще и сотрудниками различных прокуратур. Опять-таки, на низовом уровне это могут быть вполне разумные и даже дружеские отношения, вражда скорее характерна для отношений на уровне министерств, когда пересекаются интересы тех же сыскарей или патрульно-постовой службы и ревнителей соблюдения закона. Это исключительно мое мнение.
— Инспектор ГИБДД Колесников, который сломал руку 24-летней оперативнице, на срок до 1 апреля отправлен под домашний арест. В отношении него завели дело по статье о превышении должностных полномочий. Что ему может грозить?
— С одной стороны, статья о превышении должностных полномочий все-таки статья из особо тяжких, там срока очень большие. С другой стороны, его не «закрыли», а отправили под домашний арест, поэтому процентов на 90–95 я за то, что дело закончится пшиком…
— Что скажете тем, кто уверен, что инспектор мог избежать излишней жесткости в отношении оперативницы?
— Мне вот лично было бы интересно пообщаться с кем-нибудь, кто говорит такую чушь «об излишней жесткости в отношении задержанной сотрудницы угрозыска». Если сотрудница УР задержана, то и отношение к ней должно быть, как к задержанной, а не как к женщине, как кому-то хотелось бы. Да и потом — как бы этот мой гипотетический собеседник сам проводил бы задержание неизвестной с оружием, уже напавшей на него? Болтовня все это, направленная на сокрытие проступка Юдиной…
— Звучат предположения, что Юдиной также может грозить возбуждение уголовного дела. Речь идет о статьях УК РФ «Оскорбление представителя власти» и «Применение насилия в отношении представителя власти». Кроме того, бывшую оперативницу могут привлечь к административной ответственности за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.
— Единственное, что в этой сделано правильно — это увольнение Юдиной. Таким дамам не место в ОВД. Очень надеюсь, что в итоге все будет решено правильно, по закону. Что Колесникова восстановят на службе, отказавшись от уголовного преследования. Абсолютное большинство моих знакомых, как бывших, так и действующих сотрудников различных правоохранительных структур, даже те, кто имеют какие-либо личные негативные эмоции к ГИБДД, полностью поддерживают обоих инспекторов ГИБДД, и Александра Колесникова в особенности.
А вообще мне кажется, что все уже закончилось.
На вопросы прессы, депутатов, кого-то еще, будет даваться ответ: «Ведется проверка», и дальше все спустят на тормозах… Вряд ли у тех, кто покровительствует Юдиной, имеются планы довести дело до суда, всякое ведь может всплыть… А кому это надо? Правильно, никому, и так уже шум поднялся до небес! Думаю, что еще помурыжат Колесникова, попьют ему кровушки, да и отстанут, ибо он уже уволен, пенсии ему не видать. А Юдина уже никого не интересует — отработанный материал…
В родном селе Алены Юдиной Харитоново, между тем, говорят, что девушка очень тяжело переживает отлучение от службы. Те, кто общается с матерью, говорят, что Алена еще надеется восстановиться в органах внутренних дел. Если ей это не удастся, собирается пойти работать юристом.