«Дорогие прокурор и судья, наша следственная группа раскрыла страшное преступление. Вот обвинительное заключение. Там фамилии виновных, а подробности расписывать некогда, да не к чему. Просто поверьте». Это, конечно, утрированно, но вполне отражает суть документа, который попал к нам в руки. Называется он: «О совершенствовании практики составления обвинительных заключений по уголовном делам». Документ, несомненно, порадовал всех следователей, но ужаснул прокуроров и судей. Для понимания: прокурор утверждает обвинительное заключение, а судья потом после знакомства с ним принимает или нет уголовное дело на рассмотрение.
Итак, почему вообще следователи озаботились проблемой, да и есть ли она? Как написано в рекомендации, сегодня обстоятельства преступления указываются, цитирую «излишне подробно», при этом если к делу привлечены несколько обвиняемых, а эпизодов много, то перечень доказательств приводится в отдельности по каждому человеку и по каждому эпизоду. Все это, по мнению чиновников, цитирую: «существенно увеличивает объем данного документа и его копий, подлежащих вручению каждому обвиняемому, что влечет значительные ресурсные затраты организационного и материального характера, а также негативно влияет на сроки расследования».
Позволю себе немного прокомментировать сказанное. Во-первых, авторы хотят сократить бюджетные расходы, то есть наши с вами деньги, за счет того, что будет меньше листов в обвинительном заключении. Сумма потенциальной экономии не приводится, но сам аргумент у многих экспертов, которых я опросила, вызвал улыбку. «Они бы еще написали, что так будут бороться за экологию, ведь меньше бумаги обвинения - меньше срубленных деревьев! Ну, тут им надо посоветовать в принципе возбуждать меньше дел, сколько лесов можно будет спасти!», - пошутил один из бывших работников следствия.
Во-вторых, в ведомстве на полном серьезе считают, что на сроки расследования влияет не качество следствия (оперативность сбора доказательств, опроса свидетелей и т.д.), а именно составление «излишне подробного» обвинительного заключения.
Следственный департамент по согласованию (так указано) с Генеральной прокуратурой РФ рекомендует применять новый порядок. Снова цитирую: «если доказательства по уголовному делу в отношении одного обвиняемого относятся сразу к нескольким преступлениям, то в обвинительном заключении достаточно изложить по одному из эпизодов». Если в преступлении обвиняется группа лиц, то достаточно расписать по одному, а по остальным можно будет указать что-то вроде: «доказательства те же». А еще, как указано в рекомендации, перенесение в обвинительное заключение полного текста доказательств из протоколов следственных действий «представляется излишним».
Один из судей, которому мы показали этот документ, назвал его катастрофой. «Обвинительное заключение - важнейший документ для всех, но в первую очередь для обвиняемого, - говорит наш эксперт. - Человек до суда должен знать, в чем его обвиняют и каковы доказательства. Это позволяет ему подготовиться к процессу. Из того обвинительного заключения, форма которого предлагается для внедрения, он ничего не поймет. Судья тоже не сможет оценить качество собранных следствием доказательств, чтобы в случае чего вернуть уголовное дело прокурору».
Следователи сегодня жалуются, что у них слишком много дел, не хватает времени расследовать, так что они вынуждены все упрощать. Но, позвольте, так мы дойдем до того, что сажать людей будут только, опираясь на «весомый» аргумент, который уже сейчас все чаще и чаще звучит в российских судах: «нет оснований не доверять следствию». Несколько лет назад президент России Владимир Путин сказал:
«Выносить решения судов, приговоры судов только потому, что мы уверены в том, что человек совершил преступление, но не смогли набрать доказательств, нельзя, иначе мы скатимся опять в 37-й год». Нельзя сказать, что следователи и сотрудники прокуратуры вообще не вспоминают об этих словах. Наоборот, наступает момент, когда они подробно и с дрожью в голосе начинают цитировать президента. Знаете, когда? Увы, только когда сами оказываются за решеткой.