Замминистра Минобрнауки Дмитрий Афанасьев сообщает, что всего два года назад заинтересованные лица хватались за голову от того, как мало выпускников у нас работает «по диплому». Ведущее рекрутерское агентство проводило развернутое исследование на эту тему в 2019 году. Более 38% бакалавров не шли в выбранное по учебе направление из-за низких зарплат в отрасли. Напрямую по специальности работали лишь 41% выпускников. При этом высшее образование, «хоть какое-нибудь», получала почти половина выпускников школ – 48%. В том, числе, конечно, и бюджетное.
В 2020 году 40% выпускников вузов и СПО не работали по специальности и не планировали это делать – снова данные рекрутеров. Тогда же Росстат опубликовал свою статистику, согласно которой таких «диссидентов» от трудоустройства было 33%. И 28% опрошенных сообщили, что пришлось сменить профессию из-за низких доходов. Каждый пятый отметил, что не смог найти работу по профессии, 13% заявили, что быстро «выгорели» и ушли из выбранной профессии.
На этом фоне современные подсчеты Минобрнауки обнадеживают. В своем выступлении на сессии «Профессиональное образование XXI века» замминистра заметил, что «рынок образования – это двойной рынок». Он связан и с быстро меняющимися программами обучения, и с запросами рынка труда, которые тоже подвержены конъюнктуре. «Поэтому даже с формальной стороны у нас нет такого критерия – 100% соответствия работы по полученному диплому, – сказал Афанасьев. – Мы видим, что в стране эта цифра в районе 65-70%. Обычно 65% идут работать непосредственно (по специальности - «МК»)». По словам замглавы ведомства, сегодня система образования и министерство ищут «нормативные рамочные механизмы», чтобы найти баланс между потребностями рынка и интересами абитуриента.
– Конечно, стопроцентного трудоустройства выпускников по специальности нет нигде в мире, – говорит рекрутер Ольга Инютина. – Подобная оценка вообще субъективна. Вот в относительно далеком от нас 2013 году в США вышел сенсационный отчет, согласно которому ничтожно мало бакалавров, что-то около 10%, шли работать по специальности. И все бегали и удивлялись – как так? Люди же сами оплачивали учебу?
Но в этом же и дело, что в США резко ранжирована система высшего образования, и оно дорогое. Если выпускник тянет на Гарвард или Стэнфорд, он точно выберет ту специальность, по которой потом трудоустроится. Но при этом в Штатах много «левых» частных вузов с каким-то мутным набором дисциплин. Если выпускник с низкими баллами идет туда, осознанно, он скорее всего будет добирать еще какие-то сертификаты, дополнительные курсы, чтобы так получить более качественное образование. А прямо по полученному диплому работать не пойдет…
В Европе в этом плане все более традиционно. Международные исследования (Евростат) говорят, что наибольший процент соответствия дипломам в Германии – почти 95%. Велик процент в маленьких государствах, таких, как Мальта и Люксембург, что и понятно. Чехия, Швеция, Австрия, Бельгия, Латвия приближаются к 90% профильных трудоустройств, но кое-где работу надо еще поискать.
А мы с озвученными 65% находимся примерно на уровне Италии-Греции. Что, наверное, тоже неплохо, учитывая, что еще недавно у наших выпускников осознанность в выборе будущей профессии почти отсутствовала. Но мне все-таки хотелось бы отметить некую абстрактность этих цифр. Может, и нескромно, но приведу свой пример. Я оканчивала клиническую и специальную психологию, а работаю в HR. Можно ли сказать, что я не применяю полученные на бюджетном отделении вуза знания по психологии? Нет, нельзя. Но я при этом не веду прием, не консультирую семьи в их житейских ситуациях. То есть работаю не по диплому.