Те, кто ни разу не пользовался услугами уборки по вызову, относятся к этому сервису скептически: «Слишком дорого», «Я и сам убраться смогу», «Мало ли кто там работает». Чтобы подобных сомнений не было, «МК» обговорил все нюансы уборки по вызову со специалистами и опытными заказчиками.
«Сил нет постоянно убираться! — рассказывает 48-летняя Жанна Викторовна. — Семья у нас большая: моя мама, муж, двое детей, еще и собака старая есть. Естественно, мусора и грязи собирается много. Времени на уборку катастрофически не хватает. Конечно, за такой оравой-то прибирать. Да и, честно признаться, я устаю быстро. Приняла решение искать домработницу, чтобы уборку делать хотя бы раз в неделю. Это и было моим лучшим решением. Мама, конечно, противилась изначально. Мол, можно и самим убираться, чего деньги незнакомому человеку платить, но я настояла. Каких-то две тысячи в неделю — а мне спокойствие и отдых».
Подобные истории в последнее время встречаются часто. Если еще несколько лет назад «тетя, которая убирается» казалась уделом богачей, то сегодня цены на поддерживающую уборку небольшой квартиры опустились до 2500 рублей — сумма, доступная многим. В среднем генеральная уборка однокомнатной квартиры обойдется в 4000 рублей. Сумма может меняться в зависимости от площади помещения, степени загрязнения квартиры, вида уборки и особых пожеланий заказчика — например, за чистку ковра, мытье окон или люстры придется заплатить дополнительно.
Многие из тех, кто занимается уборкой профессионально, предпочли отмежеваться от компаний — зарегистрировались в качестве самозанятых и начали работать сами на себя. Дешевле — берут от 2000 рублей за уборку и рекламируют свои услуги на сайте объявлений в Интернете или по «сарафанному радио», просят рекомендации соседей или друзей. Здесь тоже есть нюансы: не всегда самозанятый специалист окажется профессионалом в своем деле.
«Клинер, с которым мы работаем сейчас, далеко не первый. До этого я несколько кандидатов самостоятельно отбирала, — рассказывает 32-летняя Ирина. — Я перебрала человека четыре: для меня очень важно, чтобы уборка проходила быстро. С предыдущими кандидатами нам явно было не по пути: одна раздражалась из-за моих комментариев, вторая была очень медленная, третья часто опаздывала на полчаса».
Иногда клинеры позволяют себе обсуждать заказчика и указывать ему на недостатки квартиры. Это, конечно, говорит о сомнительной квалификации уборщика, потому что он, по правилам профессиональной этики, не имеет права вторгаться в личную жизнь хозяев.
«Уборщица позволяла себе отпускать комментарии по поводу моей квартиры (она была уже пустой и без мебели), — делится с «МК» 25-летняя Анастасия. — Она говорила, что в помещении слишком пыльно, как будто там сто лет уже никто не жил. Сказала, что в ванной сильный налет, что ее об этом не предупредил никто, что на кухне плита грязная, цитирую: «Нормальная хозяйка себе такую плиту не позволит иметь». Уборщица ходила и возмущалась, вздыхала, швыряла свои вещи. И, чтобы ярче отобразить негодование, позвонила в итоге боссу: «Дамочка не упомянула, что в квартире такой беспорядок. Я была не готова к нему, тут за полтора часа не управишься». В квартире были в целом грязные полы и пыльные некоторые поверхности, где-то лежали клочки пыли и волос, которые остались после перестановки дивана. Каждый момент был учтен оператором. Мне просто пришлось 2 часа слушать за свои деньги, какая я ужасная хозяйка и «вообще молодежь не умеет сейчас четко устанавливать позиции в заказе».
Также заказчики делятся сложностями сотрудничества с клинерами другой национальности. Многие, выбирая услуги авторитетных и качественных сервисов по уборке, ожидают увидеть уборщиков славянской внешности.
«Когда мы вызывали клининг-компанию, почему-то сразу ожидали увидеть сотрудников другой национальности, — рассказывает о своем опыте 21-летний Кирилл. — Так и оказалось: приехала бригада из 4 человек, все нерусские. Было ощущение дискомфорта, так как уборщики говорили на своем родном языке. Было достаточно шумно и непривычно. Но основная проблема была все-таки в том, что мы не понимали их. Мы у них что-то уточняем, а они в ответ только кивают».
Такое недопонимание возникает не только в сфере клининга. Зачастую проблема общения на «разных языках» возникает с таксистами и курьерами. Из-за языкового барьера не всегда получается объяснить свои пожелания или, к примеру, адрес.
Москвичи, которые уже много лет пользуются услугами помощников по хозяйству, уверяют: на вопрос, предпочесть ли клинера-частника или сотрудника крупной компании, нет правильного ответа. Важнее другое — умение отличить настоящего профессионала.
Какие критерии тут важны? Во-первых, набор бытовой химии и техники. Если клинер просит у хозяев какие-то средства для уборки, то это, скорее всего, признак непрофессионализма. Клиент не может самостоятельно разобраться в качественных средствах, учитывая кислотность и щелочные показатели.
Во-вторых, аккуратность в работе. Опытный уборщик не будет торопиться, его цель — как можно качественнее сделать свою работу. Обычно поддерживающая уборка занимает примерно 3–4 часа, в то время как генеральная — больше 5 часов. В-третьих, грамотные ответы на ваши вопросы и обратная связь. Чтобы убедиться, что вы наняли специалиста, стоит заранее расспросить о деталях уборки. Так можно избежать непонятных наценок и навязывая дополнительных услуг.
Однако когда дело доходит до масштабных жалоб или, например, обвинениях в краже — выгода на стороне официальных клининг-компаний. Нередко непрофессиональных уборщиков подозревают в мелком воровстве.
«С женой вечно на работе, с хлопотами по дому не справлялись, стали пользоваться услугами уборщицы. Сначала не придавали этому значения, но потом поняли, что какие-то вещи стали пропадать, — с грустью вспоминает 35-летний Дмитрий. — Все началось с батареек, пропажу которых можно было едва заметить. Потом стали пропадать зарядные устройства. В один день жена не смогла найти свой парфюм».
Во многих случаях виноваты именно уборщики, но также бывают ситуации, когда клиент по собственной невнимательности теряет вещи, но при этом обвиняет клинера.
«Один раз клиентка потеряла кольцо, обвинила нас. Со своей стороны, мы доказывали, что такого быть не может. Долго разговаривали с уборщицей, пытались прояснить ситуацию. Заказчица эмоционально давила, грозилась писать заявление в полицию. Потом она сама же и нашла кольцо, оно оказалось под диваном. Девушка извинилась», — с улыбкой делится менеджер клининг-компании.
Наем через агентство сокращает риски в пользу наличия лицензии, документов, соответствующего налогообложения и учета. С договором проще избежать споров о цене, качестве и объеме работ. Частные клинеры зачастую работают неофициально, имея статус самозанятого. Но они все равно могут составить акт о выполненных работах, а еще использовать профессиональный чек-лист, чтобы избежать возможных конфликтов.
Различного рода истории поступают не только от заказчиков, но и от клининг-компаний. Уж они-то на своем опыте видали немало. В основном рассказывают о странных клиентах, которые проводят «уборку перед уборкой», или, наоборот, о людях, которые специально начинают мусорить перед приходом клинера.
«Был случай, когда женщина заказала уборку, и я попросила ее скинуть фотографии мест, где больше всего грязи и налета (просим фото перед уборкой для собственного удобства. Так проще понять, что с собой нужно взять, к тому же по фотографии можно оценить реальный масштаб работы), — вспоминает профессиональный клинер Ирина. — Она прислала фото, все вроде бы нормально. Но зато потом я очень удивилась, когда через пару часов после нашего диалога приехала и увидела горы мусора. На полу валялись фантики, на диване чудным образом появились пятна. Как мне показалось, она специально начала мусорить, чтобы я тщательней убралась. Фото квартиры, которые я увидела до приезда, кардинально отличались».
В каких-то ситуациях клиент и вовсе умалчивает «особенности» уборки. Так, к примеру, сотрудникам престижной клининг-компании пришлось проводить уборку вместе с крысами.
«Клиент заранее не предупредил нас о таких «жильцах». Нашим сотрудникам пришлось самостоятельно покупать отраву и «убирать грызунов». Зрелище было не очень: мыши бегали под диванами и ванной», — делится менеджер компании.
Другая клининг-компания вспоминает опыт уборки с насекомыми:
«Запомнилась еще уборка после травли тараканов. Когда шла обработка щелей, дверных косяков и вытяжки парогенератором, все вылетало прямо в лицо. Пришлось полностью закрывать глаза и волосы. И, конечно же, заказчик умолчал об этом перед выездом».
Ну а пока такие истории — скорее исключение, нежели правило для наших реалий, специалисты рекомендуют москвичам соблюдать несколько актуальных правил, если вы решились обратиться за услугами клининга.
Во-первых, перед наймом не бойтесь задавать вопросы: какие средства использует уборщик, из каких услуг складывается цена и есть ли документы, фиксирующие оказание услуг. Внимательно изучите сайт или страничку в социальных сетях, внимательно прочитайте комментарии и отзывы.
Во-вторых, обговорите с клинером условия выполнения работ и возможность заключения договора. Это поможет избежать недопонимания и споров. Если все-таки сомневаетесь в честности уборщика, сфотографируйте помещение, а вещи, о которых заботитесь, уберите подальше.
В-третьих, оцените масштаб уборки, который вам требуется, и сравните с предложениями клининг-компании. Помните, что есть два основных вида уборки: поддерживающая и генеральная. Первая делается чаще (она и дешевле) и может включать такие услуги, как протирка поверхностей от пыли, мытье полов, зеркал, плинтусов и светильников. Генеральную уборку специалисты советуют делать один раз в два-три месяца. Во время этой уборки проводится чистка всей мебели и поверхностей. Особое внимание уделяется ванной комнате, кухне и мойке окон.
Перед Новым годом многие стараются привести в порядок свои дела, дом и даже мысли. Правильная уборка поможет избавиться не только от ненужного хлама, но и от негативных мыслей, которые стоит оставить в уходящем году.