Да тут еще и глава ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус предложил не строить никаких праздничных планов и отпраздновать Merry Christmas не 25 декабря, а как-нибудь потом.
По словам чиновника ВОЗ, это будет самая лучшая стратегия по борьбе с «Омикроном». Но у людей уже не осталось сил строить стратегии – они хотят просто жить.
Да и когда «потом»? Летом?..
Мы узнали, как измученные локдаунами и запретами европейцы встречают самый светлый праздник в году и о чем нынче загадывают желания.
Королевское одиночество
В стране, где даже газоны одинаково стригут столетиями, сегодня рушатся самые незыблемые традиции.
Королева Великобритании опять отменила ежегодный прием в старинном Сандрингемском замке, где обычно собирались представители клана Виндзоров. В прошлом году Рождества здесь не было из-за локдауна. В этом тоже не будет.
Праздник мог стать первым семейным собранием после того, как весной этого года не стало 99-летнего герцога Эдинбургского, супруга Елизаветы, с которым она прожила более 70 лет.
В королевскую резиденцию в графстве Норфолк должны были прибыть вместе со своими родителями целых три новеньких августейших правнука Ее Величества: сын принцессы Евгении – Август, дочь принцессы Беатрисы – Сиена и сын еще одной внучки королевы, Зары Тиндалл, – Лукас. И вот вместо приемов и радости – тотальное королевское одиночество, которое в этот раз не скрасит даже королевская дочь Анна: у ее супруга, вице-адмирала в отставке Тимоти Лоуренса также диагностировали COVID-19.
Когда-то, в 1947-м, юная принцесса Лилибет, выходя замуж по огромной любви, из-за тотального послевоенного дефицита выкупала ткань для подвенечного платья на талоны, которые ей присылали со всех концов страны добрые английские леди. Сейчас королева тоже не хочет и не может оставаться в стороне от тягот подданных.
Все это очень печально, как отмечают лондонцы, обожающие свою правительницу, символ уходящей эпохи старого доброго мира. Елизавете – 95, и тут, конечно, надо ценить каждое мгновение.
Весь обслуживающий персонал Букингемского дворца ежедневно сдает тесты на коронавирус. Пока проносит.
В канун Рождества Герцогиня Кембриджская, супруга принца Уильяма, приняла участие в организации благотворительного концерта, посвященного проблемам пандемии. Это было очень красиво и величественно, с привлечением звезд и все такое, но некоторые лондонцы все же заметили, что даже во Вторую мировую 25 декабря люди стремились хоть на день забыть об ужасах войны и хотя бы в церкви думать о вечном. «Сейчас везде говорят только о новом штамме, что им заражаются крысы и мыши от людей. А потом обратно передают людям. Это просто какой-то оживший кошмар из сказки про Щелкунчика», – аллегорично поведала русскоязычная жительница Лондона Ирина.
105 с лишним тысяч инфицированных англичан только за 22 декабря, хотя число умерших относительно невелико – чуть меньше 200 человек в сутки, что в сравнение не идет с зимой прошлого года, когда за день уходило под две тысячи. В большинстве своем тогда это были почти ровесники Елизаветы Второй, обитатели здешних домов престарелых. Их буквально выкосило еще в январе-феврале, и умирать в данный момент, откровенно говоря, уже некому. От «Омикрона», контагиозность которого зашкаливает, в Англии, по некоторым данным, пока что скончались от семи до двенадцати человек.
Частота госпитализаций с ним здесь составляет примерно 0,13% (16 из 11 708 заболевшим «Омикроном»). Летальность: <0,01% (1 из 11 708). Это данные на 16 декабря.
Но, несмотря на, казалось бы, оптимистичные показатели, эксперты утверждают, что рано успокаиваться. Коронавирус слишком быстро мутирует. Эффективность же вакцинации официально упала на несколько порядков. Единственный способ заставить работать антитела – это делать новые бустеры, прежде всего пожилым, беременным, ослабленным.
Газеты в Англии, словно «Правда» во времена СССР, выходят с одинаковыми заголовками: «Все на бустер».
На этом апокалиптическом фоне продолжается расследование поведения премьер-министра Бориса Джонсона. Еще в 2020 году его уличили в том, что он не сидел на карантине как все, а развлекался на тайных вечеринках с дегустацией вина и сыра. При этом сам Джонсон утверждает, что ничего подобного не было. Однако с такой подмоченной репутацией он пока что поостерегся объявлять нации какие-либо жесткие ограничения, несмотря на то, что заболеваемость здесь бьет антирекорды.
Осада Парижа
На фоне того, что творится в Англии, Франция на всякий случай запретила англичанам въезд на свою территорию. В заявлении французских властей сказано, что из-за стремительного распространения варианта «Омикрон» приехать будет разрешено только тем британцам, которые назовут «веские причины» для своего визита и предъявят два отрицательных теста – сделанные до пересечения границы и сразу после.
По сравнению с ближайшим соседом через пролив Ла-Манш во Франции заболеваемость пока что не пересекла порог в 100 тысяч в день: 22 декабря положительные тесты на коронавирус получили 84,5 тысячи человек (это на 12 тысяч больше, чем за сутки до того).
Единственный выход, который видит президент Эмманюэль Макрон: провести ускоренную программу ревакцинации. Сейчас в стране привито порядка 77,8% населения. Предполагается, что к Рождеству будет введено по меньшей мере ещё 22-23 миллиона бустерных доз.
«Цель не в том, чтобы снизить скорость распространения вируса. Это невозможно. Цель в том, чтобы ограничить риск серьезных случаев», – объясняют французские власти свою позицию.
Франция уже закрыла ночные клубы и отменила массовые гуляния и фейерверки на Новый год. Новых ограничений пока не ожидается, но ничто не исключено.
По данным правительства, в настоящий момент «Омикроном» инфицированы около 20% заболевших; отмечают, что более половины пациентов в больницах составляют те, кто не вакцинирован, причем в их число попадают не только те, кто вообще ни разу не сделал прививку – таких практически не осталось, – но и те, кто вовремя не ревакцинировался.
Сначала ввели обязательную третью дозу для лиц старше 65 лет. Через три недели – для лиц старше 40. И в результате – для всех старше 18. Третья обязательная доза должна быть вколота через 6 месяцев после второй. Если она не сделана вовремя, дезактивируется санитарный пропуск.
«Логику людей, принимающих сегодняшние законы, невозможно понять, потому что их планы меняются по пять раз на неделе, – рассказывает русскоязычная жительница Парижа. – Вот уже два года у нас отменяют корпоративы и детские утренники в офисах: говорят, опасно. Зато театры открыты, стадионы принимают сотни тысяч болельщиков, дети ходят в школы, играют вместе на переменах, но при этом им запретили заниматься контактными видами спорта из-за опасения заражения».
В начале января власти страны хотят рассмотреть законопроект, вводящий скрытую форму обязательной вакцинации. Всем привитым будут выдаваться постоянный сертификат, дающий право посещать места отдыха и культурные учреждения. Он заменит существующий сегодня санитарный пропуск.
Помимо этого во Франции сократили срок действия ПЦР-тестов. Ранее с отрицательным тестом можно было посещать общественные места в течение 72 часов, а теперь – всего 24. А так как это время считается с момента сдачи анализа, а не получения результатов мазка, то тест стал порой бесполезным: пока придет ответ – тест уже просрочен.
Голландская жесткость
На днях в Нидерландах был арестован мужчина, торговавший коронавирусом онлайн. Всем желающим через Интернет он предлагал купить ковид-набор за 33,5 евро. В тот входили экспресс-тест на инфекцию и шприц с уколом вируса, включающий якобы самую последнюю модификацию «Омикрона».
Цель этого «рождественского подарка» – перенести коронавирус и легально получить ковид-паспорт переболевшего.
«Вся страна зарабатывает как может, – рассказывает местная жительница Анна. – Таких продавцов у нас немерено. Вирус продают, подделывают тесты и коды».
86% вакцинированного взрослого населения Нидерландов так и не вернулись к прежней нормальной жизни, хотя им это и пообещали.
В стране вновь вводится жесточайший локдаун вплоть до 14 января. Закрываются школы, рестораны (можно только на доставку), магазины (кроме продуктовых), сфера услуг; отменены все публичные мероприятия, кроме профессионального спорта. Нельзя собираться больше, чем по двое, за исключением трех праздничных дней, в которые можно законопослушно напиться вчетвером.
На сегодняшний день Нидерланды – единственная европейская страна, которая решилась на столь беспрецедентные меры борьбы с очередным штаммом. Даже в Великобритании все еще достаточно мягко, и это несмотря на то, что в Нидерландах всю прошлую неделю коронавирусом заболевали порядка 14 тыс. человек ежедневно, и это «капля в море» в европейских масштабах.
«До введения локдауна последние дни у нас все было предельно жестко: магазины, аптеки и магазины для животных закрывались с 20:00 до 5:00. Люди оставались дома, насколько это возможно, работали тоже из дома, – говорит моя собеседница Анна. – Если шли в гости или принимали гостей, то перед этим, как положено, делали тест».
У принцессы Беатрисы Нидерландской (матери нынешнего короля) в начале декабря был также получен положительный результат на коронавирус.
83-летняя мать правящего Вильгельма-Александра I прошла обследование после жалобы на легкую простуду. При этом она подтвердила, что вовремя сделала очередную ревакцинацию.
А юная принцесса Амалия вернулась на рождественские каникулы из частной школы. В начале декабря наследнице трона исполнилось 18 лет, и она устроила шумную вечеринку по этому поводу. Да такую, что родителям пришлось оправдываться. Когда в стране нельзя собираться больше четырех, веселое пати принцессы выглядело вызовом в глазах и так наэлектризованного общества.
Бельгийцы обязали своих детей с шести лет обязательно носить маски и в средней школе оставили до каникул только половину уроков. Везде установлены датчики CO2 (углекислого газа), и при показателе 900 ppm учебное учреждение нужно проветривать, а при 1200 ppm – всем немедленно покидать школу.
Встречи друзей и родственников дома запрещены, так что рождественские ужины отменены. Зато пока еще можно заниматься спортом: бассейны открыты, соревнования идут. Но дискотек не будет. В кино ходить можно, если расстояние между сидениями составляет 1,5 метра и в зале находятся не больше 200 человек.
Швеция сменила премьера и тактику
Месяц назад в должность вступила новый премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон – она зачем-то решила резко изменить тактику борьбы с коронавирусом. И начать наконец с ним бороться так, чтобы камня на камне не оставить. До этого, как мы помним, в Швеции все было достаточно либерально.
Если раньше, как известно, в стране надеялись на формирование коллективного иммунитета, то теперь госпожа премьерша взяла быка за рога.
С 23 декабря в Швеции вводятся строгие ограничения. «У нас есть новый вариант вируса, мы находимся в новом положении... Помимо призыва к вакцинации, мы имеем меры, которые вступят в силу с 23 декабря», – сказала Андерссон на пресс-конференции.
Тем временем на сегодняшний день показатель распространения SARS-CoV-2 в Швеции все еще остаётся одним из самых низких в Европе, за последние сутки в стране зафиксировано лишь 4 688 подтвержденных случаев заражения. Соблюдать дистанцию и не кидаться обниматься со всеми – часть национального менталитета. При этом полностью привито около 81% населения, 11 человек за минувшие сутки умерли.
Увы, несмотря на это, отменены праздничные мероприятия в заведениях, где невозможно обеспечить только сидячие места, для мероприятий с посещаемостью от 500 человек для прохода обязательны ковид-паспорта и прочие стандартные меры.
Пока что решено отложить распространение ковид-паспортов на посещение мест общественного питания и междугородний транспорт, хотя такие планы в будущем есть.
Все предложенные ограничения введены без указания конечного срока действия.
Германия: респираторы даже дома
В Германии даже вакцинированным запрещено собираться группами более 10 человек. Федеральное правительство пришло к выводу, что массовое празднование Нового года в такой ситуации «неоправданно». Заодно немцам рекомендовали не устраивать фейерверки из-за высокого риска травм и без того огромной нагрузки на систему здравоохранения.
Немецкие власти уверены, что прекратить четвертую (или пятую?) вспышку коронавируса можно, лишь сделав бустер. Дальше всех пошли в Северном Рейне-Вестфалии, где постановили идти на повторный укол уже через четыре недели после предыдущей прививки.
Вакцинированных и невакцинированных в стране разделяют очень четко. Немцы известны своим «орднунгом».
«Дочь только что рассказала историю, – говорит Ольга, жительница Израиля, чья дочка проживает в Германии. – У них везде рождественские рынки. Одна девушка подошла к лотку продаж. Там не было продуктов питания – никто не кушал. Никакого пересечения людей. Девушка спросила хозяйку ларька, нужен ли ковид-паспорт, чтобы купить товар. Хозяйка ответила: «А что, у вас нет?!» Девушка сказала, что нет. «Отойдите от моего ларька! – закричала хозяйка. – Таким, как вы, в нашем городе нет места».
Люди ругаются, разъединяются – водораздел иногда проходит по самым близким.
За несколько дней до Рождества в южном округе Пассау (это Бавария) сотрудники полиции обыскали два смежных кабинета врача и несколько квартир. Причиной рейда стали «предполагаемые несоответствия, связанные с прививками от коронавируса». В общей сложности обвиняются пять женщин: два врача, две рядовые сотрудницы и одна пациентка. Предполагается, что все они использовали этикетки с утилизированными дозами вакцин и вносили в ковид-паспорта фальсифицированные сведения о проведенной вакцинации. Говорят, что у некоторых пациентов препарат был разбавлен сверх предписанной меры – без того, чтобы они знали об этом и, соответственно, дали свое разрешение. Теперь участникам грозят расследование и суд. Их обвиняют в подлоге. При этом прививка в Германии пока еще остается добровольным делом каждого.
Министр здравоохранения уже заявил, что те, кто был привит три раза, освобождаются от обязательного теста, если у них нет симптомов ОРВИ.
Однако руководитель объединения врачей на государственной службе парировала: раз про «Омикрон» до сих пор ничего толком не известно, то и освобождения от теста для троекратно привитых нет и быть не может, поскольку нет точных данных о том, что вакцины помогают.
Впрочем, говорят, что каждый из чиновников может преследовать личную выгоду, кто-то лоббирует интересы производителей вакцин, а кто-то – ПЦР-тестов.
В Австрии в случае контакта ребенка с заболевшим «Омикроном» семью обяжут немедленно отвести малыша на сдачу ПЦР-теста, даже если у него нет никаких симптомов. На время карантина все члены домохозяйства обязаны носить респираторы высокого класса защиты FFP2 даже в собственной квартире – только детям в возрасте от 6 до 14 лет разрешено ограничиваться простой медицинской маской. Правда, кто и как будет проверять соблюдение этих правил в чужом жилье, не уточняется…
Как ни странно, но остались еще на свете страны, которые на предстоящие новогодние праздники облегчают, а не ужесточают участь своих сограждан и туристов.
Например, в Черногории с 22 декабря по 12 января разрешено отмечать свадьбы, дни рождения, Рождество и Новый год в ресторанах, но только при наличии ковид-документа. Также разрешена работа горнолыжных курортов, в том числе и для непривитых, но между лыжниками требуется соблюдение дистанции в два метра.
На это время кoвид-пропуском может служить подтверждение о перенесенном заболевании не ранее 10 дней и не позже 6 месяцев. Правда, поговаривают, что это все временно, чтобы окончательно не рухнула экономика: если в Западной Европе запасы прочности еще имеются, то Восточная уже дышит на ладан.
…На днях глава ВОЗ сделал два, казалось бы, взаимоисключающих заявления. Сперва он сделал неожиданный прогноз, что в 2022 году пандемия все-таки закончится. И тогда наверняка можно будет отпраздновать отложенное по его совету Рождество. Лучше поздно, как говорится, чем никогда. С другой – что скорость, с которой распространяется штамм «Омикрон», не дает никакого шанса справиться с ним только вакцинацией.
Поэтому, даже если нынешняя пандемия капитулирует, никто не должен снимать маски, сокращать социальную дистанцию и отменять ковид-паспорта: все эти превентивные меры, судя по всему, останутся с европейцами надолго. Если не навсегда.