Местные СМИ сообщали, что масштабная спецоперация на рынках связана с недавно возбужденным уголовным делом в отношении главы администрации Аксайского района Виталия Борзенко. Прокуратура требовала, чтобы рынки прекратили свою деятельность, а предприниматели – прекратили использовать земельные участки. Изначально районный суд встал на сторону предпринимателей, не поняв притязаний прокуратуры. Однако позже ведомство подало новый иск, и началась долгая судебная тяжба.
Начавшаяся атака на торговые комплексы по рассказам предпринимателей больше напоминала хорошо срежессированное представление.
После приобретения участков предприниматели потратили много сил, времени и денег, чтобы возвести объекты и превратить их в популярное и прибыльное место торговли. На это ушло около двадцати лет.
Оставшиеся ни с чем предприниматели полагают, что всё дело в том, что из-за удобного месторасположения и развитой инфраструктуры торговые точки могли вызывать интерес не только у покупателей. Именно этим они объясняют столь масштабную операцию, когда буквально одним днем многотысячная толпа силовиков оцепила торговые объекты, перекрыв к ним доступ работникам и покупателям. А уже через день появилось определение суда, согласно которому приостанавливалась торговая деятельность. Любопытно, что сразу после столь масштабных мероприятий силовиков пошли слухи о новом владельце, поговаривали о том, что якобы объекты должны были перейти в собственность влиятельного человека из Москвы.
Во время весенних событий предприниматели рассказывали, что им раздавали некие документы (если их можно так назвать), на которых отсутствовали подписи и название ведомства. Согласно им, региональные власти якобы прорабатывали вопрос о создании новых торговых площадей, где изгнанные коммерсанты смогут продолжить свою деятельность.
Исходя из решения Аксайского суда от 25 июня требовалось лишь прекратить деятельность рынка до получения соответствующего разрешения от органа местного самоуправления и утверждения паспорта безопасности объекта, то есть устранить противопожарные и санитарно-эпидемиологические нарушения. Речь о прекращении деятельности и ликвидации торговых объектов тогда не шла. Однако представители прокуратуры подали новый иск, и в сентябре суд все-таки пошел дальше и вынес решение об изъятии земельных участков.
Предприниматели рассказывают, что в качестве альтернативы им предлагали подписать договоры на переезд в несуществующие торговые точки, которые вот-вот будут построены.
По версии прокуратуры, странная ОПГ из нескольких пожилых, больных женщин и мужчин якобы похитила земельные участки. Тот факт, что предприниматели покупали их и строили на них магазины за собственные деньги, не был принят во внимание. Теперь бизнесменам возможно придется повторно купить участки. Вот только их цена, по сравнению с 2011 годом, когда они приобретались, выросла. И попримерным подсчетам стоимость всех магазинов может достигать миллиардов рублей.
В реальности же исполнение судебного решения по изъятию земель – под большим вопросом, поскольку собственники настаивают, что у всех есть разрешительная документация. Каждый из них может обратиться за компенсацией потерь и ущерба.
Предприниматели рассказывают, что их фактически просто выживают с лакомого куска территорий: бизнесменам предлагают варианты переезда значительно хуже того места, где уже налажен бизнес.
Разговоры о создании новых торговых площадей действительно велись, областным правительством, но новые места расположения комплексов сильно уступают текущему.
Люди возмущены, что, в сущности, из-за какого-то вновь возникшего интереса им предлагают бросить свой бизнес, который они развивали долгие годы, и начать всё сначала.