Слухи в учебной среде ходят самые разные. Особенно взволнованы школы. Судя по всему, для школ будет важно наличие учителей с высокими профессиональными категориями (I и II). Чем больше таких заслуженных педагогов, тем выше будет у школы статус. И большое значение будет иметь число детей, успешно сдавших ГИА-ЕГЭ. Если доселе количество успешных учеников влияло только на рейтинг школы да на учительское самолюбие, теперь оно будет пристально изучаться.
— Я боюсь, что этот мониторинг добавит нам бумажной отчетности. Хотя официально мы ее вроде как понижаем, — говорит учитель математики Нина Васильевна из Москвы. — Да и не секрет, что основная рабочая лошадка в школах это МС (молодые специалисты. — Авт.) На них и дополнительные часы, и внеклассные, дежурства и бог знает что еще. А если все будут с категориями... На мой взгляд, больший контроль совершенно не нужен школе.
У СПО (колледжи, техникумы) свои «страшилки». Тут будут считать выпускников, устроившихся на работу сразу после окончания учебы. Естественно, по специальности. Мол, не пошел человек работать или свернул не туда — минус один балл колледжу.
И, наконец, вузы. Здесь якобы собираются проверять и учитывать количество преподавателей с ученой степенью. Как это коррелируется с вводимой теми же ФГОСами отменой обязательной научной степени для доцентов? Гадают в университетах и о том, как Рособрнадзор собирается проверять выпускников, сразу устроившихся на работу. А магистры, а перепрофилирование?..
Между тем по каждой категории проверки будет разработана своя шкала, в соответствии с которой учебному заведению будут начисляться баллы. Как это будет происходить, пока неясно, но известно, что вузовский балл, например, должен стремиться к тому, который был получен при аттестации. И, как говаривал Форрест Гамп, «вот и все, что я могу сказать об этом».
Развеять морок сомнений относительно мониторинга вместо аттестаций «МК» попросил заслуженного учителя России, академика Евгения Ямбурга:
— Во-первых, аттестация не отменена вообще, а продлена на 12 лет. И это хорошо, потому что каждый раз это длительные и бессмысленные процедуры. А что касается мониторинга и ФГОСов — это очень объемный вопрос. Мониторинг — независимая аттестация. В принципе, школы бывают разные. Есть и слабые, которые нужно контролировать. Есть сильные — но для них это и не очень страшно. Мониторинг это не больно. Другое дело, что он не должен быть частым, потому что и без того такой каскад идет проверочных работ, что учиться некогда.
А вот насчет ФГОС я бы поспорил. В тех ФГОСах, которые были раньше, заложены очень важные вещи, от которых сейчас начинают отказываться. Какие именно? Вот советская школа давала хорошие фундаментальные знания, это неоспоримо. Но она не давала очень важного: умения применить эти знания в изменившейся ситуации. Поэтому к знаниям всегда должны прилагаться определенные компетенции. Во ФГОСах, которые действуют сейчас (ФГОС 2-го поколения. — Авт.) уже были заложены компетенции, связанные с исследовательской деятельностью, с практическим применением полученных знаний. По всем международным критериям, PISA и проч. мы стали занимать по «началке» первые места. Но нам хотят усилить предметную направленность, чтоб было больше физики, математики... Поэтому я не считаю, что эти новые ФГОСы — шаг вперед.
— Мониторинг добавит бюрократической работы — а как же уменьшение бумажной отчетности?
— Это такая забавная история. Да, было специальное письмо министра: большая отчетность, нагрузка на учителя, ее надо снижать... А следом пришла бумага директорам, «дорожная карта»: отчитаться о плане снижения отчетности. Страниц на 50... Отчеты требуют все — губернаторы, МЧС, прокуратура. Все это может быть просто на сайте школы. Но у них между собой «не коннектится» их база данных. Это компенсируется за счет усилий учителей.
— На баллы будет влиять количество учителей I и II категорий в школе?
— Нет, разработчик стандартов образования не пойдет на это. Ни одно из изменений не должно отразиться на учителях. Это напрасные страхи.
— А количество успешно сдавших ГИА-ЕГЭ?
— Это лукавая цифра. Есть, например, два уровня математики, базовая и профильная. Если кто-то идет на филфак, он точно не будет сдавать сложную математику. Здесь уже приобретается возможность быстрого реагирования. Затем все больше ребят идут в колледжи. И, кроме русского-математики, ничего не обязаны другого сдавать. Здесь все сложнее, это большой разговор.
— А все-таки для общего понимания — что Рособрнадзор будет мониторить-то?
— Мониториться будет выполнение программ, стандарт. В едином образовательном пространстве, во всех школах он должен выполняться. Во всех городах, во всех регионах образование должно быть одинаковым.
— То есть пугаться заранее этого мониторинга не нужно?
— Нет, пугаться его не нужно.