Награду мультимиллионеру вручал митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх. Архиерей отметил «вклад благотворителя в строительство одного из самых красивых храмов на территории Кемеровской области», сообщает сайт митрополии. Тут следует пояснить, что орден был вручен в построенном по инициативе Федяева храме Архистратига Божия Михаила в деревне Сухово (окраина Кемерова) — награждение было частью церемонии открытия, освящения.
В ответном слове Федяев выразил надежду, что «новый храм станет духовным центром не только для жителей прилегающих поселений, но и для воинов, представителей силовых структур нашего региона».
В какую сумму обошелся благотворителю его вклад, не сообщается. Но судя по кадрам телерепортажей, запечатлевших церемонию, угольный магнат не поскупился. Красота! Губернатор региона Сергей Цивилев гордо заявил, что другого «такого объекта в Сибири точно нет». А некая прихожанка-кемеровчанка отметила, что в новом храме чувствуется «какая-то особая благодать».
Это вряд ли можно оспорить. Если чувствуется — стало быть, и впрямь есть. И не только здесь: судя по обилию храмов и возрастающему влиянию церкви, благодати у нас с каждым божьим днем все больше. Странно только, что благодать никак не перерастает в благополучие. Точнее — не перерастает повсеместно.
У самого-то Михаила Федяева с благополучием как раз все в порядке: входит в список богатейших людей России. Но почему при такой благодати в построенном им храме стало возможным то, что случилось через пять дней на «Листвяжной»?
Может быть, храм все-таки оказался недостаточно красив? Или надо было построить больше таких храмов? Или же надо было сделать ровно наоборот: сэкономить на храмах и вложиться в технику безопасности на шахтах? Хотя последняя мысль, пожалуй, слишком кощунственна.
И совсем уж кощунственно полагать, что связь между духовным и материальным вообще отсутствует. Послушайте хотя бы нашего президента. Успехи страны, в том числе экономические успехи, зависят от «духовных начал общества», четко и определенно заявил недавно Владимир Путин, награждая патриарха Кирилла орденом Святого апостола Андрея Первозванного.
Остается только понять, какова эта зависимость. Если верить телевизору и высокопоставленным ораторам, духовности у нас хоть завались. Можем с другими поделиться, наставить заблудшие иноземные души на путь истинный. А с успехами, откровенно говоря, так себе. Местами — совсем никудышные успехи.
Тех же шахтеров у нас гибнет почему-то гораздо больше, чем в бездуховной и безблагодатной «Гейропе». Притом что по добыче угля Евросоюз нас опережает. От ковида, увы, мы тоже умираем значительно чаще: Россия сегодня — мировой лидер по числу летальных исходов на 100 тысяч населения.
И совсем уж плохо вяжется с нашей экстраординарной духовностью и количеством храмов статистика самоубийств. По данным ВОЗ, по числу суицидов на 100 тысяч населения Россия занимает третье место в мире — после Гайаны и Лесото. И первое — по суицидам среди мужчин.
Что же получается? Получается, что зависимость тут обратная — чем больше духовности, тем скромнее успехи. Впрочем, есть и другое объяснение, куда более согласующееся и с логикой, и с религиозными канонами. Если предположить, что все дело в свойствах самой духовности — точнее, в том, что под этим понимают наши светские и церковные власти, — то все встает на свои места.
Тогда выходит, что то, чем так гордятся хор госпропагандистов и государственные мужи, на самом деле лицемерная, показная, фарисейская духовность. Несите другую.