— При заказе на фишинговом сайте вы отправляете предоплату через онлайн-кассу. Естественно, никакой Дед Мороз к вам не приходит. Часто такие сайты таргетируют на жертв в социальных сетях или с помощью контекстной рекламы, а также распространяют в спам-рассылках, — пояснил директор блока экспертных сервисов одной из компаний по цифровой безопасности Евгений Волошин.
Что должно насторожить заказчика при поиске новогоднего предложения?
Во-первых, неестественно низкая цена за услуги Деда Мороза (аферисты заманивают жертв скидками). Во-вторых, адрес страницы. У официального сайта event-агентства, по словам специалиста по интернет-безопасности, в адресной строке должен стоять префикс HTTPS, а в названии сайта, конечно же, не должно быть опечаток. Кроме того, если при открытии страницы выскочит предупреждение об ошибке или о том, что сайт небезопасен, на такой сайт точно заходить не стоит.
Не секрет, что любому интернет-пользователю всплывает реклама тех услуг, которыми он интересуется в Сети. Специалисты рекомендуют не переходить по таким ссылкам и баннерам — очень часто аферисты используют контекстную рекламу для привлечения жертв на фишинговый ресурс.
О том, что в сфере Дедов Морозов легко нарваться на мошенников предупреждает эксперт.
— Самозванцев мы сразу вычисляем и с такими не общаемся. У настоящих волшебников даже есть свое правило при общении с клиентом: Деда Мороза не «заказывают», а «приглашают».
«МК» удалось пообщаться с одной из жертв, попавшейся на удочку аферистов в прошлом году.
— Когда ввели удаленку и новогодние елки отменили, мы с мужем решили порадовать сына и дочь и пригласить домой Деда Мороза, Снегурочку и Зайца. Рекламу я получила от подруги по Ватсап, а она — тоже от какой-то приятельницы, — рассказывает Ирина Кузнецова. — За каждого персонажа через сайт надо было заплатить тысячу рублей и еще столько же — по факту исполнения заказа. Сайт выглядел красиво, я провела оплату онлайн, а когда за день до выезда стала звонить, чтобы все подтвердить, указанный на интернет-страничке телефон оказался отключен. И это при том, что на момент заказа он работал — я оговаривала по нему детали.
Ирина не стала обращаться в полицию. А зря. О том, как не попасть на удочку аферистов и что делать, если вас обманули интернет-мошенники, «МК» рассказала помощник прокурора Северо-Западного округа Москвы Анна Григорян.
— Выбирая сайт, нужно обязательно посмотреть, есть ли у еvent-компании или частника страничка в соцсетях, — поясняет представитель правоохранительных органов. — Серьезные артисты обычно активно общаются с клиентами через Фейсбук, Инстаграм. На сайте обычно представлены конкретные актеры — их фотографии (например, «Дед Мороз Василий», «Дед Мороз Андрей») и фото уже проведенных ими праздников.
Также желательно заранее связаться с организаторами и попросить скинуть побольше информации об артистах — в том числе копии их паспортов. Переписку с ними никогда не стирайте – лучше сделать ее скрин.
— Кроме того, посмотрите в Интернете отзывы о фирме, пробейте через поисковик телефоны, которые указаны на сайте: если это аферисты, наверняка номер уже попал в черный список, — советует сотрудник прокуратуры.
Анна также рекомендует не платить аванс больше 1–2 тысяч. Честные артисты вряд ли попросят большую сумму вперед. При оплате аванса компания должна прислать чек или какое-либо документальное подтверждение получения денег.
— Но даже если артист уже приехал к вам домой, нужно быть начеку, чтобы обезопасить себя и детей, — предупреждает Анна Григорян. — Под видом Деда Мороза может явиться извращенец или вор, который незаметно умыкнет сумку кого-то из гостей или обчистит квартиру.
В прокуратуре предупреждают: если вы стали жертвой Деда-самозванца, нужно сразу обратиться в полицию. Поймать преступника проще по горячим следам. Если речь идет о дистанционном мошенничестве, писать заявление лучше в отделении по месту открытия банковского счета. Если передача денег мошеннику происходила непосредственно из рук в руки — по месту совершения преступления.
А вот по мнению эксперта, приглашать зимнего волшебника безопаснее всего вообще не через сайт, а по старинке — посредством сарафанного радио, основываясь на опыте знакомых.
— Искать Деда Мороза через Интернет — это все равно, что тыкать пальцем в небо, — говорит он.