На прощании с Александром Градским разгорелись закулисные интриги

«Уволили 10 человек»

В первый день зимы родственники, друзья и поклонники Александра Градского простились с артистом. Церемония в театре «Градский холл» не отличалась чрезмерной пышностью и официальностью, тем не менее, среди тех, кто подошел к гробу музыканта были весьма известные люди, которые поделились своими чувствами с собравшимися. Вдова Градского Марина Коташенко не сдерживала слез. Пришли и дети Александра Борисовича от предыдущего брака - они попрощались с отцом с театральной сцены.

«Уволили 10 человек»
Лев Лещенко

Было бы не совсем верно сказать, что на прощание с Градским «пришла вся Москва». Тревожный прогноз погоды и не менее тревожная эпидемиологическая обстановка могли многих остановить. Но люди пришли, и для того, чтобы все желающие смогли пройти в зал, понадобилось около трех часов.

Выбор театра «Градский Холл» как места проведения прощания, был логичен со всех сторон. Это детище музыканта, он отдал ему годы жизни, к тому же сцена, наверное, самое правильное прощальное место для того, кто провел на ней столько лет. Это отметили и старшие дети Градского Мария и Даниил, простоявшие всю церемонию недалеко от гроба. «У нас была причуда выбегать на сцену и сидеть во время концерта с папой. Вот и сегодня мы на сцене, но по другому поводу. Очень тяжело, но мы видим что мы не одни. Спасибо всем за доброту и сочувствие», — сказала Мария.

На сцене стояли многочисленные венки от знаменитых и просто друзей Александра Борисовича, а еще был экран, на котором показывали фото разных лет - и на глазах у скорбящих милый карапуз превращался артиста, на которого собирались целые стадионы.

«Ехал сюда и ловил себя на мысли, что все время разговариваю с Сашей, — сказал со сцены Лев Лещенко. — Мы потеряли что-то очень большое. Саша определял своим творчеством нашу эпоху. Он заслужил право называться народным любимцем. Мы привыкаем к людям, но к таким, как Саша, привыкать нельзя, им нужно воздавать должное при жизни».

В качестве музыкального сопровождения церемонии были выбраны ставшие чуть ли не народными песни Градского. И даже в таких декорациях люди иногда подпевали и «Как молоды мы были», и «Песне о корабле», потому что эта музыка стала составляющей культурного кода нескольких поколений. «Невозможно представить его, одного из самых живых людей, которых я знал, неживым, — сказал генеральный продюсер Первого канала Константин Эрнст. — Но он для нас по-прежнему жив. То, что он оставил? будет продолжать его жизнь.»

Константин Эрнст

В беседах с прессой молодые люди пришедшие на прощание отмечали, что узнали Градского во многом благодаря шоу «Голос». Александр Борисович и в самом деле совершенно по-новому проявил себя для широкой публики в рамках этого проекта. И именно эфир в прошлую пятницу заставил поклонников Градского побеспокоиться о его здоровье. На прощании были коллеги Александра Борисовича по жюри Пелагея, Леонид Агутин и дирижер оркестра «Фонограф» Сергей Жилин. Пелагея утирала слезы и не стала ничего говорить журналистам - ей было очень тяжело.

«Самочувствие у Александра Борисовича было ужасное, — вспоминал Леонид Агутин запись последней программы Градского, — Но его невозможно было заставить заняться собой. Буду работать - и все. Я бы так не смог, но его было не переубедить».

Агутин описал последнюю съемку Градского в "Голосе": горькое видео

Смотрите видео по теме

«Мы не предполагали, что так может случиться. Все-таки было ощущение, что ему становится лучше, — сказал Сергей Жилин. — В нашей жизни вообще не предполагается, что человек не сможет работать. И Александр Борисович работал до конца. Ради музыки он делал все».

Среди тех, кто вышел к микрофону был и знаменитый российский фолк-рокер, создатель группы «Ариэль» Валерий Ярушин. Его карьера стартовала примерно в одно время с началом восхождения на Олимп Градского, и можно сказать, что музыканты немало натерпелись от советских властей.

«Мы с ним ровесники, причем не только по годам, но и по творчеству, — сказал со сцены Валерий Ярушин. — Как-то мы участвовали в одном фестивале, и каждый из нас исполнил по известной английской песне. После этого нас фактически запретили. Саша лишился всех концертов, а записи «Ариэль» потребовали размагнитить.

Сашу иногда пытаются сравнить с революционерами. Но он не бегал, размахивая флагами. Он был непримирим к невежеству, к лизоблюдству. На моих глазах один чиновник после концерта заявил ему, что его песни исполнять нельзя. «Я все равно буду это делать!» — сказал Градский. Такой он был человек».

Григорий Лепс

С цветами к гробу покойного подошли Григорий Лепс, Александр Розенбаум, Аркадий Укупник, Сергей Мазаев, режиссер Вадим Абдрашитов и многие другие. И звезды, и простые поклонники выражали соболезнования вдове музыканта Марине Коташенко и старшим детям Марии и Даниилу.

На прощании был и композитор Алексей Рыбников, которого теперь рассматривают не только как коллегу Градского, но и в качестве преемника на посту руководителя театра «Градский холл». «Саша своим голосом жег сердца людей, — сказал Алексей Рыбников. — Его называли оперным певцом, родоначальником русского рока, исполнителем эстрадных песен… Но он был выше, он давал этим жанрам полёт своей души».

Впрочем искренность речи г-на Рыбникова тронула далеко не всех. Прощание и похороны Градского, как и ожидалось, не обошлись без закулисных интриг, связанных с будущим театра. Разговоры о том, что Рыбников может разрушить то, что Градский создавал столько лет, пошли сразу после весьма быстрого назначения Алексея Львовича на новую должность. Накануне похорон эти страсти вроде бы успокоились - после того, как на официальном уровне была гарантирована сохранность коллектива театра и репертуара.

Однако прямо в ходе прощания пошли новые слухи. Поговаривали будто Рыбников, несмотря на весьма неподходящий для административных распоряжений день, уже успел уволить десять человек. Вроде бы речь идет не об артистах, а о техническом персонале. Мол, у новой администрации есть на контракте клининговая фирма, а значит, прежние уборщицы театра уже не нужны.

Наверное, в действиях новых управляющих присутствует своя логика, но не совсем понятно, почему с подобными распоряжениями нельзя было дождаться до общего собрания коллектива.

Официальных комментариев пока не поступало, но Даниил Градский, выступая на прощании с отцом, произнес не самую оптимистичную речь. «Отец создал здесь все, — сказал Даниил. — Но мы не знаем, что с этим произойдет. Сможем ли мы сохранить этот уникальный театр, эту уникальную труппу, этот уникальный свет и звук. Не понятно, что будет дальше».

На прощании с отцом дети Градского рассказали о своих тревогах

Смотрите видео по теме

Таким образом у трогательной церемонии прощания и похорон Александра Борисовича возник совершенно неуместный шлейф грядущего скандала. И есть подозрение, что дискуссия предстоит не очень творческая.

Читайте онлайн-трансляцию прощания и похорон Александра Градского.

Марина Коташенко, Пелагея, Агутин на прощании с Градским: траурные кадры

Марина Коташенко, Пелагея, Агутин на прощании с Градским: траурные кадры

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28678 от 2 декабря 2021

Заголовок в газете: «Он был недосягаем, человек-восторг»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру