По словам Рудо Матива, главы отделения интенсивной терапии одной из крупнейших в ЮАР больниц «Крис Хани Барагванат» в Йоханнесбурге, количество поступающих в медучреждения с COVID-19 пациентов «растет в геометрической прогрессии».
«Одновременно мы наблюдаем изменение в демографическом профиле больных, что не может не вызывать тревогу, – отметила специалист в эфире местного телеканала eNCA. – В больницы с симптомами коронавируса попадает все больше детей в возрасте до пяти лет. Им требуется лечение, в частности дополнительный кислород».
Ранее сотрудница Национального института инфекционных заболеваний (НИИЗ) Васила Джасат уведомила, что необычно большое число детей в возрасте до двух лет поступает сейчас в больницы административной столицы ЮАР Претории с диагнозом «коронавирусная инфекция».
«За последние дни в городской агломерации Тсване, куда входит Претория, были госпитализированы 52 ребенка до двух лет с COVID-19, – приводит ее слова радиостанция SABC. – К настоящему моменту в этой возрастной группе зафиксирован один летальный случай».
Джасат также добавила, что среди пациентов, помещенных в больницы округа Тсване с коронавирусом, на малолетних детей приходится 10 процентов.
Примечательно, что представители Национального института инфекционных заболеваний не разглашают, какой именно мутацией коронавируса заражены дети. Между тем на днях президент ЮАР Сирил Рамапоса сообщил, что большинство новых случаев заболевания в провинции Гаутенг (куда как раз входит Тсване) приходится именно на вариант «Омикрон».
Тем временем наш собеседник из Южной Африки, помощник настоятеля русского православного храма преподобного Сергия Радонежского в Мидранде Сергей Выборнов, отметил, что согласно комментариям местных иммунологов, чиновников и медиков, несмотря на более высокую степень заразности, штамм «Омикрон» выглядит пока гораздо более безопасным, чем некоторые предыдущие варианты вируса (тут, правда, надо делать скидку на то, что власти ЮАР стараются показать, что для туристов в стране нет особой опасности).
«Он практически не вызывает тяжелых случаев, он не требует развертывания дополнительных коек, – рассказывает живущий в ЮАР соотечественник. – У меня есть знакомые врачи, которые работают в «красной зоне» в ковидном госпитале. Так вот, они рассказывали мне, что количество госпитализируемых сильно не увеличивается.
Среди населения отсутствует страх. Люди здесь достаточно спокойно относятся к очередной вспышке коронавируса. Тем более что в ЮАР уже были периоды, когда случаев заражения было гораздо больше, чем сейчас. Еще летом ежедневно заболевали по 15–20 тысяч жителей. При этом уже осенью эпидемиологическая ситуация значительно улучшилась. В начале ноября у нас была одна из самых спокойных стран в этом смысле. В день регистрировалось всего 200–300 новых пациентов с COVID-19.
На прошлой неделе президент Рамафоса выступил с обращением к нации по поводу штамма «Омикрон». Он заявил, что людям не нужно поддаваться панике, но все же следует сохранять бдительность и соблюдать масочный режим. Лидер страны также подчеркнул, что против коронавируса есть мощное оружие – это вакцина. Именно поэтому он призвал всех граждан, которые еще не получили прививки, срочно сделать это. Более того, в ЮАР даже готовят указ об обязательной вакцинации для представителей ряда профессий.
Лично я считаю, что создание паники вокруг мутации «Омикрон» (которая, как мне кажется, не очень соответствует масштабам явления) – хороший способ подстегнуть народ к иммунизации. Во всем мире власти этим с удовольствием пользуются. Однако в ЮАР этого пока не слишком заметно. По телевизору показывают, что количество желающих привиться возросло, но никаких очередей на вакцинацию я не замечал. Вероятно, потому, что этот процесс организован в стране довольно широко и доступно. В настоящее время порядка 30–40% населения получили оба укола от COVID-19.
Единственное, в ЮАР существует проблема менталитета, – продолжает наш собеседник. – Некоторая часть черного населения уверена, что коронавирус — это «болезнь белых». Разумеется, это не так, но такое представление все еще имеется.
За последнее время властям пришлось вернуть некоторые антикоронавирусные меры. Они включают ночной комендантский час с 00.00 до четырех утра, ограничения на общественные собрания в помещении и на открытом воздухе. На похороны, которые в ЮАР проходят несколько дней и считаются большим событием, допускаются не более 100 человек. Власти обсуждают возможность ограничить передвижение граждан между провинциями. Но штамм уже распространился практически по всем регионам ЮАР, поэтому в этом запрете особенно нет смысла.
Вместе с тем на жизни граждан сказывается ограничение на авиасообщение. Дело в том, что одна из ключевых частей доходов в ЮАР – это туризм. Тем более что у нас сейчас лето. К примеру, сегодня температура воздуха достигнет +30 градусов. Я не думаю, что большое число африканцев путешествуют по миру. Но вот китайцы, американцы и европейцы на неопределенное время лишаться возможности посетить эту страну.
Запрет на перелеты доставили проблемы и россиянам. Например, мой друг собирался в начале декабря в Москву к дочери, чтобы встретить с ней Новый год. Но, естественно, его планы разрушились, и он вряд ли уже куда-то полетит. Потому что гарантии возврата к Старому Новому году к своей семье, как он предполагал, году никаких нет. Как я знаю, 4 декабря будет организован лишь вывоз туристов».
По состоянию на вторник, 30 ноября, в ЮАР было выявлено более 4,3 тысячи новых случаев COVID-19. Общее число зараженных коронавирусом составило 2 968 052. Количество летальных случаев почти достигло 90 тысяч.