Анонсируя новый сервис, замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев рассказал, что проекту уже придумали рабочее название – «Верифицированное портфолио абитуриента», и уже в этом году сервис будет частично апробирован. Кто и на какой платформе его опробует, чиновник не уточнил. Впрочем, это и не так важно: для начала нужно разобраться, нужно ли такое портфолио вообще.
Прокомментировать новость мы попросили председателя Комитета Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования Виктора Панина:
– Идея портфолио давно обсуждалась на уровне министерства. Обещали, что каждый ученик будет иметь такое портфолио, что оно будет готовиться, начиная со школы, и учитываться при поступлении в вузы приемной комиссией. Это задумывалось как благо, но на практике обещание так осталось обещанием.
Как уточняет эксперт, идея портфолио сама по себе здравая, на данный момент определяющим при поступлении в вузы так и остались результаты ЕГЭ. Поэтому смысла в таком сборе достижений, по его мнению, нет:
– Пока не видно, чтобы портфолио играло какую-то роль в системе образования. – Никто из учеников этим портфолио не увлечен, никто им не занимается и его не собирает. Если бы эти результаты действительно помогали при поступлении – другое дело, но этого по сути нет.
Изначально (когда сама идея только возникла) предполагалось, что портфолио будут делать сами ученики с помощью педагогов и классных руководителей. Но педагоги оказались не готовы к дополнительной нагрузке.
Мы поговорили с родителями старшеклассников и спросили их, копят ли они вместе с детьми грамоты, медали и сертификаты для будущего поступления в вузы.
– В начальной школе я действительно собирала дочкины дипломы. Но потом мой энтузиазм потух, – рассказала мама десятиклассницы Елена Комарова. – Когда дочь переходила в пятый класс из обычной школы в языковую, на собеседование с завучем я специально принесла распечатанные дипломы об участии в различных конкурсах – в том числе языковой направленности. Но, как оказалось, все, что происходит вне учебного процесса, школе не особо интересно. На дипломы завуч даже не взглянула, а попросила показать ей только четвертные оценки и поинтересовалась результатами ВПР. С тех пор нигде особо не участвуем и ничего не собираем.
А мама девятиклассницы Татьяна Коваленко рассказала, что недавно обнаружила вкладку «портфолио» в электронном дневнике своего ребенка, причем совершенно случайно.
– Зайдя туда, я увидела результаты участия дочери в олимпиадах и о походе с классом в один музей (хотя она участвовала в походах регулярно!). Наверное, заполнять это портфолио начал (но так и на закончил) кто-то из учителей. У дочки есть три значка ГТО, но в разделе «спорт» почему-то пусто. Судя по всему, родитель должен добавить эти результаты самостоятельно. Но если в электронных дневниках уже есть такие портфолио, зачем придумывать новое? Другой вопрос – пригодится ли оно.
По словам мамы, обнаружив такую вкладку в электронном дневнике, она сразу рассказала о ней другим родителям в их классе. Оказалось, они даже не подозревали о ней.
– Видимо, никто этим не интересуется, никто достижения не собирает, – резюмирует родительница.
А как к идее с портфолио относятся в вузах? Оказалось, что с бОльшим оптимизмом, чем в родительской среде.
– При приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета МАИ начисляет баллы за индивидуальные достижения – не более 10 баллов суммарно. – рассказал «МК» ответственный секретарь Приёмной комиссии МАИ Александр Гетманов. – Перечень индивидуальных достижений большой: он утверждается ежегодно и публикуется на сайте института. В него входят окончание образовательного учреждения среднего или среднего профессионального образования с отличием, участие в волонтёрской деятельности, спортивные достижения, победы или призовые места в олимпиадах, конкурсах проектных работ и др. Если говорить об аттестате с отличием, то, естественно, абитуриент предоставляет оригинал, который хранится в университете до того момента, как он окончит вуз. В случае с остальными документами оригинал возвращается владельцу после снятия копии.
– Электронное портфолио нужно, по-вашему?
– Создание единой базы по всему многообразию индивидуальных достижений и внесение информации в нее – задача сложная. Однако, думаю, что реализация такого проекта станет полезной для абитуриентов.