Лицевой счет пенсией красен

Электронные сервисы позволяют россиянам улучшать качество жизни

Учитывая темп сегодняшней жизни, все меньше людей хотят тратить свое время на походы по инстанциям. Практически любой вопрос можно решить через Интернет, как в случае с электронными сервисами Пенсионного фонда России. По данным отчета ведомства, в прошлом году ПФР оказал свыше 100 млн услуг дистанционно. Один из наиболее частых запросов связан с расчетом будущей пенсии, с теми накопленными на лицевом счете ПФР средствами, из которых он складывается.

Электронные сервисы позволяют россиянам улучшать качество жизни
Фото: freepik.com

Будучи одним из лидеров среди российских ведомств по количеству и качеству предоставляемых населению госуслуг, Пенсионный фонд не останавливается на достигнутом, максимально упрощая путь к их получению. Его сервисы доступны для всех пользователей портала «Госуслуги», у которых есть подтвержденная учетная запись. Она позволяет обратиться в ПФР, избежав очередей и ожидания. Заявление на получение нужной услуги можно заполнить и отправить в электронной форме, и в том числе получить услугу онлайн. Для тех, кто предпочитает личное посещение органов ПФР для подачи заявления, существует сервис предварительной записи на прием (как на Госуслугах, так и на сайте ПФР).

В личном кабинете гражданин может получить 38 дистанционных услуг, и список постоянно расширяется.

«У нас взрослое население составляет порядка 100 млн человек, из которых 80% — пользователи Интернета, — отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. — Благодаря услугам, предоставляемым ПФР в электронном виде, люди экономят время, силы и средства и в конечном итоге повышают качество своей жизни. Их взаимодействие с Пенсионным фондом становится по-настоящему прозрачным и комфортным. Важно также, что эти сервисы дают возможность россиянам контролировать свои накопления. И если, допустим, люди находят какую-то недостачу в своих пенсионных коэффициентах из-за неподтвержденного стажа, они могут принять меры и решить вопрос в свою пользу».

Фото: DSZN.RU

Индивидуальный лицевой счет

Речь идет о выписке о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС). В ней содержатся сведения о продолжительности периодов работы, а также какой стаж и сколько индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) вы уже заработали.

Нередки ситуации, когда работодатель по какой-то причине вообще не платит страховые взносы. Получая «серую» зарплату и проработав в такой компании продолжительное время, можно слишком поздно узнать об отсутствии права на пенсию или о том, что какая-то часть трудового стажа не учтена. Поэтому очень важно периодически проверять статус своего лицевого счета в ПФР, хотя бы раз в год отслеживать информацию о стаже и пенсионных коэффициентах.

Заказать выписку можно несколькими способами:

■ через личный кабинет на портале «Госуслуги»;

■ в МФЦ;

■ в любой клиентской службе Пенсионного фонда (нужен только паспорт).

После того как вы получили запрошенную выписку из лицевого счета, можно сверить ее с вашей трудовой деятельностью. На первой странице расположены сведения о застрахованном лице, варианте пенсионного обеспечения, общем количестве накопленных пенсионных коэффициентов и страховом стаже.

Фото: PEXELS.COM

Вся последующая информация состоит из трех основных и двух «факультативных» разделов:

Первый — cведения о сформированных правах после 2015 года (когда Россия перешла на балльную пенсионную систему). Именно с этого момента в связи с вступлением в силу федерального закона о страховых пенсиях формируются пенсионные коэффициенты на основании уплаченных за вас работодателем страховых взносов. Обратите внимание, что за каждый год работы указаны суммы начисленных за вас взносов, а также рассчитанные из них коэффициенты. На этом этапе следует убедиться, что в настоящее время за вашу работу идут официальные начисления.

Второй — сведения о сформированных правах до 2015 года. Они необходимы для подсчета по старой пенсионной формуле и также влияют на расчет пенсии. Пенсионный капитал по ним переводится в пенсионные коэффициенты. В этом разделе можно узнать о вашем среднемесячном заработке за 2000–2001 годы; стаже до 2002 года; иных периодах работы; сумме страховых взносов с 2002 года. Кроме того, раздел содержит детальные сведения о местах вашей работы, с указанием работодателя.

В третьем разделе представлена информация о средствах, перечисленных на накопительную пенсию. Страховщиком в данном случае выступает либо Пенсионный фонд РФ, либо Негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Если вы самостоятельно не выбирали НПФ или управляющую компанию, то все средства ваших пенсионных накоплений по умолчанию находятся в доверительном управлении государственной управляющей компании ВЭБ.РФ, а ваш инвестиционный портфель — «Расширенный». Далее можно узнать размер страховых взносов на финансирование накопительной пенсии и общую сумму с учетом их инвестирования. Если вы дополнительно откладывали деньги из средств маткапитала или по программе софинансирования, информация также будет отражаться в соответствующих строках.

У тех кто формирует пенсионные резервы у частных страховщиков, в выписке будет еще четвертый раздел, в котором будут название НПФ и сведения о сумме накоплений. Если вдруг обнаружится, что вашими средствами распоряжается некий НПФ, с которым вы не подписывали никаких договоров, это повод бить тревогу. Алгоритм действий смотри в инфографике.

Пятый блок появляется в ИЛС только после выхода на пенсию. Он содержит сведения об установленных пенсионных выплатах. При этом все учтенные в их расчете данные из предыдущих разделов переходят в справку о назначенных выплатах. Например, можно увидеть информацию, что ваш стаж составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней. Пугаться этого не стоит. Такая запись означает, что ваш стаж уже учтен в размере пенсии. При этом в разделе указана не только общая сумма пенсии, но и составные ее части: фиксированная выплата и страховая пенсия.

Что делать, если вы нашли ошибку в ИЛС

Если вы нашли ошибки в выписке, обращайтесь в ПФР с заявлением о корректировке сведений в индивидуальном лицевом счете. Подать его можно на портале «Госуслуги» или в любом территориальном отделении ПФР. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие основания для корректировки сведений в ИЛС, в том числе если:

■ ошибки касаются стажа и заработка;

■ необходимо подтвердить иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж, например уход за ребенком;

■ организации-работодателя, которая передала недостоверные сведения о вас, уже не существует;

■ необходимо внести сведения о трудовой деятельности за периоды работы до 2020 года, записи о которых содержатся в трудовой книжке;

■ необходимо дополнить сведения о периодах учебы.

В свою очередь Пенсионный фонд должен провести проверку информации и документов, представленных гражданином и уведомить о ее результатах в течение 10 рабочих дней после получения заявления.

Бывает, что Пенсионный фонд приостанавливает рассмотрение заявления на срок до трех месяцев. Такое случается, когда он не может получить документы от других госорганов или же сведения требуют проверки.

Если решение, принятое в ПФР, вас не удовлетворит, то вы имеете право на досудебное обжалование. Проще всего это сделать через сервис «Досудебное обжалование» на портале «Госуслуги». В списке услуг выберите «Прием от застрахованных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет».

Как рассчитать пенсию и проверить страховые взносы

В любой момент времени (до и после выхода на пенсию) можно самостоятельно рассчитать пенсию по накопленным коэффициентам. Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле: сумма пенсионных коэффициентов умножается на стоимость одного коэффициента в году назначения страховой пенсии и прибавляется сумма фиксированной выплаты.

В 2021 году размер фиксированной выплаты составляет — 6 044,48 руб., а стоимость одного пенсионного коэффициента — 98,86 руб.

Следует отметить, что работодатель ежемесячно уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (22% от размера фонда оплаты труда работника, но в пределах максимального размера годового дохода, установленного законодательством (в 2021 году — 1 465 000 руб.), из которых формируется ваша будущая пенсия (на страховую пенсию поступают — 16%, а 6% — для формирования фиксированной выплаты к страховой пенсии). Указанный доход позволит ежегодно получать максимально возможную величину индивидуального пенсионного коэффициента, равную 10.

На официальном сайте ПФР работает сервис «Пенсионный калькулятор», с помощью которого любой человек может предварительно рассчитать свою будущую пенсию.

Кодовое слово

Если же по каким-то причинам человеку неудобно получать услуги через Интернет, он может обратиться в ПФР лично или по телефону. Для получения персональной информации по телефону нужно иметь кодовое слово, которое можно установить, подав заявление через личный кабинет на сайте ПФР или в клиентских службах ПФР. Воспользоваться этой услугой могут все, у кого есть номер СНИЛС. По телефону с использованием кодового слова можно:

■ получить сведения о своем стаже, размере пенсионных накоплений;

■ узнать текущий размер пенсии, в том числе после индексации;

■ получить информацию о назначении детских пособий и выплат по линии ПФР, распоряжении материнским капиталом.

Вывод всех сервисов на портал «Госуслуги» увеличивает интенсивность их использования нашими гражданами, отмечает замглавы Минцифры Дмитрий Огуряев. Речь идет о масштабном проекте по цифровой трансформации, по максимальному упрощению услуг социальной сферы. По словам экспертов, поскольку Пенсионному фонду приходится ежедневно рассматривать тысячи обращений, непосредственно связанных с вопросами текущего пенсионного обеспечения, нагрузка на его отделения, особенно в регионах, огромна. Именно поэтому ПФР одним из первых в России наладил систему электронного, дистанционного взаимодействия с заявителями, которая в значительной степени решает эту проблему.

«Но дело не только в элементарном удобстве, но и в том, что за счет интерактивного общения с ПФР и прозрачности всей системы россияне могут просчитывать заранее размер своей будущей пенсии. Это огромный стимул и отчетливый ориентир — вносить какие-то коррективы в свою деятельность, менять работу, подрабатывать, повышать свой профессиональный уровень, стараться любыми способами наращивать доходы», — рассуждает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.

Наиболее востребованной услугой ПФР является назначение пенсии и изменение способа ее доставки. В первом случае она касается граждан, которые уже завтра вступают в пенсионные права, во втором — действующих пенсионеров.

Не секрет, что люди старшего поколения — не самые продвинутые пользователи Интернета. Мобильными приложениями, установленными на смартфоне, пользуется меньшая их часть. Хотя это, по сути, личный кабинет гражданина, который всегда под рукой. Однако и здесь Пенсионный фонд нашел выход: в клиентских службах установлены «гостевые» компьютеры с выходом на портал «Госуслуги», а администраторы, всегда готовы помочь пожилым людям разобраться в технических вопросах. Для повышения уровня компьютерной грамотности пенсионеров регионы организуют курсы.

Сюжет:

Технологии повседневной жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру