«Во время полетов регулярно фиксируются случаи нападения и физического воздействия на бортпроводников и пассажиров. В целях обеспечения безопасности полета, жизни или здоровья членов экипажа и пассажиров воздушного судна… необходимо предоставить членам экипажа воздушного судна право использовать специальные средства сдерживания… для пресечения противоправных действий лиц, которые создают своими действиями непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна», — сказано в пояснительной записке к законопроекту, который 24 ноября 2021 года был принят Государственной думой РФ в третьем чтении.
Речь идет о внесении изменений в некоторые статьи Воздушного кодекса РФ, согласно которым командир воздушного судна получит право отдавать распоряжения о пресечении неподобающего поведения дебошира, в том числе с использованием специальных средств сдерживания, размещенных на борту воздушного судна. В ближайшее время планируется обозначить перечень таких средств, а также регламентировать правила их применения.
Авторы законопроекта подчеркивают, что в 2017 году авиакомпании получили право отказывать в перевозке тем пассажирам, которые попали в черный список из-за противоправного поведения на борту во время предыдущих полетов. Такая мера помогла снизить риск появления на рейсе дебоширов, однако нужно пойти дальше и дать экипажу возможность воздействовать также на дебоширов-дебютантов непосредственно на борту.
— Я работаю в этой отрасли 27 лет, видела всякое. Отдельная проблема — это пьяные пассажиры. Другие возмущаются: мол, совершайте вынужденную посадку и высаживайте этих безобразников! Но дело в том, что вынужденную посадку запрашивают только при технических проблемах либо при угрозе здоровью и жизни, — объяснила «МК» бывшая стюардесса Лариса З. — Вообще экипаж имеет возможность наблюдать за тем, что происходит в салоне, так что не стоит думать, что компания, которая выпивает и сквернословит, останется незамеченной. И дальше начинается лотерея: в какой момент признать пьяного пассажира опасным? Я полагаю, что все это должно быть четко прописано в Воздушном кодексе.
Ранее член Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова предложила взять пример с организации воздушных перевозок в США, где «на опасных рейсах летают «воздушные маршалы» — специфически подготовленные люди, которые могут в ограниченной обстановке скрутить опасного человека», цитируют слова эксперта СМИ. Однако не уточняется, какие именно рейсы считать «опасными», ведь неуравновешенный пассажир может оказаться на борту абсолютно любого самолета. Представитель совета бортпроводников Общероссийского профсоюза авиационных работников прокомментировать предстоящие изменения отказался.