Леонов направил министру здравоохранения РФ Михаилу Мурашко предложение создать в РФ дополнительный реестр граждан, у которых имеются антитела к коронавирусу, но при этом они не обращались за помощью к врачу или переболели бессимптомно. «МК» связался с автором инициативы, а также узнал, что по этому поводу думают его коллеги врачи и другие политики.
«Все правильно, давно пора учитывать как иммунизированных от COVID-19 тех, кто имеет высокий титр антител!» - так отреагировали на предложение депутата медики, которым нам удалось дозвониться. О выдаче QR-кодов тем, кто имеет только одно, но очень существенное подтверждение иммунизации от коронавируса, а именно достаточно высокий уровень антител, уже отреагировал и пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков. По его словам, это очень сложная проблема и сложные решения. «Но они, безусловно, необходимы», - сказал Песков, отметив, что инициативы подобного плана подлежат экспертной проработке, чтобы все было сделано грамотно и рационально. «Здесь нужно со специалистами, с Роспотребнадзором поработать», - сказал спикер Кремля.
Итак, что же предложил Сергей Леонов? «Считаю целесообразным дополнительно создать федеральный реестр граждан, которые имеют диагностический титр антител IgG к коронавирусу, и предусмотреть возможность выдачи им QR-кода сроком на шесть месяцев», - говорится в его обращении к Мурашко.
Мы связались с парламентарием и попросили подробнее рассказать об инициативе.
– Необходимость создания такого реестра очевидна, ведь у нас образовалась большая группа людей, у которых есть антитела, но они не могут получить QR-код, который скоро потребуется предъявлять на транспорте, при входе в магазины, театры и кинотеатры, - говорит Леонов. – Есть, как минимум, три категории граждан, которые выпадают из системы.
Первая категория: допустим, человек переболел COVID-19, но при этом не обращался к врачу (на то могут быть разные причины, к примеру, легко протекающее заболевание или бессимптомная его форма). Естественно, его нет в официальном реестр переболевших.
Вторая категория: человек заболел коронавирусом, позвонил в больницу – приехал терапевт. Часто в таких случаях коронавирус в качестве диагноза в больничной документации не указывается, потому что должен быть подкреплен положительным ПЦР-тестом. Но тесты, даже при ковиде, часто бывают отрицательными, поскольку результаты очень зависят от времени их проведения.
И третья категория: человек поехал за границу, привился иностранной вакциной. И он тоже не имеет в нашей стране права на получение QR-кода, хотя, антитела к заболеванию у него выработались.
Некоторые говорят, что после болезни можно прививаться... Говорю как иммунолог: при первых двух вариантах человеку необходимо выждать 6 месяцев до вакцинации после уже перенесенного коронавируса. Это рекомендация Минздрава. Получается, человек на 6 месяцев останется без QR-кода, не сможет без него (если введут соответствующую всеобщую систему, которая сейчас прорабатывается в правительстве) пользоваться теми услугами, что пользуются другие переболевшие и привитые?
- В вашем предложении к министру здравоохранения не прозвучало значения титра антител...
- Я намеренно не включал в письмо эту позицию. Дело в том, что есть достаточное количество диагностических систем, которые учитывают антитела, используя разные единицы их отсчета. Если Минздрав примет предложение, думаю, он может дать рекомендации по поводу того, какую именно тестовую систему стоит использовать, а также высказать свою позицию по необходимому для получения QR-кода количества антител. Человеку надо будет только сдать тест, после чего лаборатория сама внесет его в реестр на сайте Госуслуг.
- Некоторые высказывают мнение, что титр антител, в принципе, не так важен, что вакцинироваться нужно всем.
– Вакцинироваться надо всем, я с этим согласен. Но не человеку, который только что перенес ковид. Ни один врач ему не порекомендует этого – все равно придется ждать до 6 месяцев во избежание возникновения неспецифической полиорганной воспалительной реакции, с которой можно загреметь и в реанимацию. У детей есть так называемый мультисистемный воспалительный синдром как осложнение ковида. Вот примерно такое может произойти и у взрослых, которых привьют сразу после болезни. Мы просто обязаны этим людям дать альтернативу.
Комментарий внештатного специалиста по клинической лабораторной диагностике Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Владимира Баклаушева:
– Конечно, это очень позитивная инициатива. Есть большая когорта людей (я это вижу даже по коллегам на работе, по друзьям и знакомым), которые переболели ковидом, но факт заболевания зарегистрирован не был в связи с тем, что ПЦР-тест либо не проводился вообще, либо проводился слишком поздно и результат был отрицательным. У многих из них есть заключение КТ с характерными для коронавируса изменениями в легких (а это уже не легкая, а средняя степень тяжести заболевания), но в соответствии с действующими документами даже данные КТ не являются поводом для выдачи QR-кода, если факт перенесённой инфекции не подтверждён с помощью ПЦР.
Получается, единственным доказательством того, что эти люди недавно переболели COVID-19, является только наличие антител к SARS-CoV-2 и, возможно, выписка из поликлиники о том, что они перенесли ОРВИ. Думаю, будет правильно, если такие люди — при условии наличия высокого уровня антител - получат QR-код наравне с вакцинированными и официально переболевшими.
А пока эти люди находятся в подвешенном состоянии, им приходится что-то выдумывать: либо искать какие-то обходные пути для получения кода, что не всегда законно, либо идти прививаться. Но прививаться раньше, чем через полгода после перенесённого ковида, на мой взгляд, не следует. В течение 3-6 месяцев после заболевания может сохраняться так называемый постковидный синдром — с психосоматическими расстройствами, высоким риском тромбозов, инсульта, инфаркта, риском обострения имеющихся системных заболеваний и т.д. (особенно, если переболевшие в домашних условиях не занимаются профилактикой этих осложнений – под контролем параметров свёртывания крови).
Прививка в этот период может стать триггерным фактором развития осложнений. Не зря же донорами крови разрешают становиться через три месяца после перенесенных инфекционных заболеваний – только тогда организм полностью восстанавливается после инфекционного процесса.
– Каким все-таки должны быть, по-вашему, титры антител, чтобы переболевший мог рассчитывать на QR-код?
– Недавно вышло интервью академика РАН Александра Гинцбурга, который рассказал о проведённом совместно с ДЗМ популяционном исследовании на 4 тысячах человек, в котором показали, что для защиты от дельта-штамма коронавируса достаточным является уровень антител в 300 BAU (международные условные единицы для обозначения количества антител к коронавирусу - прим. ред). Мы живем в эпоху доказательной медицины. Наверняка, руководитель института, где разработана лучшая российская вакцина, взял эту цифру не с потолка, поэтому, думаю, что на неё можно ориентироваться при оценке уровня антител.
По крайней мере, до тех пор, пока не будут опубликованы данные более крупного популяционного исследования с какой-либо корректировкой.
Комментарий члена комитета по клиническим исследованиям Министерства здравоохранения эмирата Абу-Даби, профессора Юрия Геловани:
– Считаю инициативу депутата Леонова правильной. Если у переболевших COVID-19 есть достаточный уровень антител к S-белку коронавируса, это может являться поводом для выдачи разрешительных QR-кодов, которые являются свидетельством перенесенного заболевания. В настоящее время в Европе также начинают принимать во внимание уровень антител к ковиду, как альтернативу ПЦР-тестам на въезде в страну. В частности, прибывающих в Англию, если даже у них имеется на руках сертификат от вакцинации, на второй день просят пройти тест на антитела. Если они достигают определенного уровня для защиты человека от заражения, ему дают «зеленый» QR-код.
Читайте материал «В Чувашии назвали уровень антител, достаточный для получения непривитыми QR-кода»