Теперь «Сахарово» будет оформлять патент для желающих работать как в Москве, так и в Московской области – просто при подаче документов нужно будет указать, в каком субъекте планируешь работать. Объединение двух центров не означает объединения субъектов в этом вопросе: если оформляешь патент для работы в Москве, то трудиться заодно в Подмосковье не получится. Так что изменения – только географические: теперь два потока мигрантов соединятся воедино.
На главной странице сайта «Сахарово» появилось объявление с информацией, что с 1 ноября здесь же можно оформить патент на работу в Московской области (а также об организации нового автобуса), а в миграционном центре в Путилкове перестали отвечать на телефонные звонки (работает только автоответчик). При этом на сайте Путилкова никакой информации нет – последний раз новостной раздел обновлялся 30 августа. Кому надо – те сами должны будут разобраться, что к чему.
Основной целью реформы, по словам одного из бывших сотрудников МФЦ в Путилкове, было устранить постоянный источник раздражения для жителей одноименного плотно скомпонованного микрорайона. Кроме того, областной центр, в отличие от московского в Сахарово, находился слишком близко к МКАД, прямо под окнами жилых многоэтажек — а значит, возникавшие казусы (очереди, организация работы и другое) часто попадали в новости.
«Нам предлагали перейти на работу в Сахарово, но я отказался, — рассказал Юрий, собеседник «МК». — Дело в том, что я живу в Тушине, мне полчаса ехать до Путилкова, а вот в Сахарово дорога занимала бы 3 часа в один конец. Это мне не подходит».
Поток «ужался»
— Изначально центр в Сахарово был рассчитан на приём порядка 8 тысяч человек в сутки, могли принять и больше, — рассказал «МК» Юрий Московский, председатель комиссии по миграции Совета по делам национальностей при столичном правительстве. — Из-за пандемии количество людей, которые направляются в Сахарово, уменьшилось, поэтому, если прибавить туда людей из Путилкова, ничего не изменится. Будет точно так же, как было в 2019 году.
— Общее число останется нормальным, плюс нужно понимать, что количество мигрантов в Москве в целом уменьшилось. На мой взгляд, одно место — это лучше, чем два. Площади позволяют, транспортная логистика тоже, — объяснил эксперт. — Да, в будущем мы рассчитываем на возвращение мигрантов, но многое зависит от того, когда они приедут и как будут оформлены их документы. Много сейчас оформляется в электронном виде и, хотя личное присутствие всё же необходимо, стало легче. Я думаю, станет проще и быстрее.
Оформление документов занимает всего день, и главное — чтобы «пластик», то есть сам документ, выдавался хотя бы на следующий день. Моё мнение: можно попробовать перевести это в цифровой вид, например, высылать мигрантам QR-код с информацией вместо того, чтобы вынуждать людей приезжать второй раз. Один визит вместо двух — сокращение потока вдвое.
Юрий Московский напомнил, что центр в Сахарово появился ещё до того, как гражданам Киргизии и Армении разрешили работать в России без патентов, и количество народу снизилось сразу на треть.
Однако жители Новой Москвы, кажется, не замечают подобных нюансов: за первую неделю ноября (когда закрылось Путилково) участились жалобы на возросший пассажиропоток мигрантов, которые садятся на автобусы от станции метро «Прокшино» до Сахарово. Также жители ТиНАО обращают внимание на большое количество «резиновых квартир», где регистрируются мигранты, и на ухудшение криминогенной обстановки. Между тем Юрий Московский настаивает: у каждой медали – две стороны.
— Важно понимать: Сахарово и Путилково — это ещё и рабочие места для местных жителей. В Сахарово работает порядка 1000 человек, в том числе из местных, а об этом мало кто задумывается. И в Путилкове сейчас эти рабочие места для граждан РФ будут сокращены. Это оборотная сторона медали, о которой тоже важно помнить. Миграционный центр — это инфраструктура. Кто-то на неё ругается, а кто-то в ней работает, — добавил эксперт.
Председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Хазрат Крганов также отмечает, что организации, которые используют труд мигрантов, должны подумать о создании необходимой инфраструктуры, например об организации общежитий.
Прозрачность как ругательство
Добраться до областного МФЦ «Путилково» было довольно просто и быстро — особенно для жителей густонаселенных Химок, Красногорска, Мытищ и других городов северного «Примкадья». Всего-то 15-20 минут на автобусе от «Планерной». Довольно потрепанная маршрутка калибра достопамятного «пазика» сначала останавливалась у большого супермаркета, потом поворачивала на полупустую парковку бизнес-центра, а в конце этого офисного кластера — по парковке надо было проехать почти полкилометра — как раз находились закрытые наглухо ворота, за которыми располагался центр.
— Если честно, я плакала после того, как первый раз сюда попала, — рассказала «МК» гражданка Молдовы Галина К., много лет работающая в Москве и области няней. — У меня высшее педагогическое образование, хулиганкой в детстве никогда не была, так что «приводов в отделение» у меня никогда в жизни не было. А тут очутилась в настоящей тюрьме: колючая проволока, толпа людей — в основном ребята-строители и рабочие из Азии. Сотрудники кричат, командуют, суматоха, обращение как с заключенными. На меня это произвело очень большое впечатление по первому разу. Потом стала относиться как к неприятному ритуалу, который надо пройти раз-два в год.
По словам Галины, в МФЦ для мигрантов в Сахарово ей тоже приходилось приезжать — когда ее клиентами оказывались москвичи. Дорога туда на автобусе занимает больше часа, считая от периферийной станции метро «Лесопарковая», а обращение с посетителями там не меньше, чем в Путилкове, напоминает пенитенциарную систему. «Для меня мало что изменится», — резюмировала собеседница «МК».
Дорога в Сахарово действительно долгая. Автобус, который идет туда напрямую (экспресс), проводит в пути около часа в один конец. Салон практически всегда (конечно, в рабочие часы центра) заполнен посетителями Сахарово. Впрочем, как и автобусы на Путилково, ныне отмененные, рейс на Сахаровский МФЦ отличается дружелюбием: здесь все едут в одно место, потому и понимают друг друга лучше, чем в аналогично заполненных московских маршрутах.
Теперь и у тех, кто раньше ездил в Путилково, появляется лишний час на то, чтобы подумать: почему так происходит, что приезжающих свободно и добровольно оформить документы «этапируют» и «конвоируют» так, чтобы ни в коем случае не «мозолить глаза» москвичам? Ведь драки и прочие нарушения со стороны мигрантов — повод скорее усилить полицейский контроль, чем отыгрываться на всем потоке по умолчанию законопослушных иностранцев.