В Швеции было меньше смертей от Covid, чем в большинстве стран Европы, и по-прежнему отмечается более низкий уровень инфицирования, согласно новым данным, которые предполагают, что ее политика по отказу от локдауна окупилась.
Как пишет Daily Mail, скандинавская страна стала международным исключением в прошлом году, когда она бросила вызов научным советам и отказалась следовать за остальным миром в закрытии общества, чтобы обуздать распространение коронавируса.
Экономика Швеции не только пришла в норму быстрее, чем в любой другой стране ЕС, но и последние данные показывают, что она также преуспела в плане количества жизней, потерянных во время пандемии, чем большинство других стран.
По данным исследовательской платформы Оксфордского университета «Наш мир в данных», в Швеции зарегистрировано почти 1500 подтвержденных случаев смерти от коронавируса на миллион человек, что ниже, чем в среднем по Европе (1800 на миллион).
Для сравнения, в Великобритании, которая пережила три общенациональные блокировки и несколько региональных локдаунов, этот показатель составляет 2100 на миллион, в то время как в Бельгии и Италии этот показатель превышает 2000.
Если посмотреть на избыточную смертность во время пандемии, Швеция занимает 21-е место из 31 европейской страны, где с марта прошлого года умерло на 5 процентов больше, чем можно было ожидать. С другой стороны, в Великобритании, Италии и Испании умерло примерно на 10 процентов больше, чем в среднем во время COVID.
Статистики говорят, что избыточная смертность - это наиболее точный способ измерить ущерб от пандемии для здоровья люде , поскольку он объясняет различия в тестировании между странами и включает в себя случайные смертельные случаи.
В Швеции уровень инфицирования в настоящее время ниже, чем в большинстве стран ЕС: всего 100 человек на миллион ежедневно получают положительный результат по сравнению с 800 в Австрии, почти 700 в Бельгии и Ирландии и 500 в Великобритании.
Хотя Швеция предпочла отказаться от локдауна на раннем этапе пандемии, прошлой зимой она ввела более строгие юридически обязательные ограничения по мере роста числа случаев заболевания и смертности. К ним относятся запрет на группы из восьми и более человек, ограничение количества посетителей в спортзалах и магазинах, а также комендантский час в 20:00 в пабах и ресторанах.
Хотя Швеция, похоже, преуспела во время пандемии лучше, чем континентальная Европа, она показала значительно худшие результаты по сравнению со своими ближайшими соседями. В Норвегии и Финляндии, например, с момента появления вируса на континенте около 200 смертей от COVID на миллион человек - в семь раз меньше, чем в Швеции. В Дании этот показатель составляет около 400. Во всех трех странах на протяжении большей части пандемии действовали более жесткие ограничения, что, вероятно, сыграло свою роль.
Что касается избыточной смертности, то в Норвегии и Дании было зарегистрировано меньше смертей, чем обычно, во время COVID, а в Финляндии погибло немногим более чем на 1 процент больше, по сравнению со средними показателями.
Эпидемиолог Кембриджского университета Рагиб Али сказал MailOnline: «Считаете ли вы, что стратегия Швеции была успешной, зависит от того, с какими странами вы ее сравниваете. Думаете ли вы, что у нее должен быть такой же уровень [смертей от COVID], что и у ее соседей Финляндии, Норвегии и Дании или других стран, таких как Германия и Нидерланды?».
Доктор Али сказал, что одним из выводов шведской системы добровольной изоляции является то, что она показывает силу небольших поведенческих изменений людей: «Хотя в Швеции не было строгой изоляции, навязанной правительством, у нее был вид добровольной изоляции, которого строго придерживались. То, что мы узнали из Швеции и Великобритании, заключается в том, что добровольное поведение людей может привести страны к пику без обязательных ограничений, даже если они сами по себе не могут предотвратить крупные вспышки».