— Этому есть два возможных объяснения, — говорит вирусолог, член-корреспондент РАН Александр Лукашев. — Первое, то, что такие люди по какой-то причине просто генетически невосприимчивы к коронавирусу. Хорошо известно, что в любой популяции кто-то более восприимчив к одному микроорганизму, кто-то — к другому.
И второе - то, что у части людей клеточный иммунитет, который они получили после встречи с респираторными коронавирусами, может действовать и на COVID-19. Тут как повезет, один человек получает иммунитет, который имеет перекрест с COVID-19, а другой не имеет. Это более-менее случайный процесс.
К сожалению, мы не знаем на практике, как этот предшествующий иммунитет работает. То есть не заболевает ли человек вообще, или он переносит болезнь в легкой форме? Мы знаем, что он есть, что он работает, а вот в какой степени — каких-то надежных статистических данных на этот счет нет.
По мнению профессора, чтобы это выяснить, требуется взять до пандемии специальные образцы крови, как минимум у 10 тысяч человек, потом отслеживать их судьбу во время пандемии. Такие исследования, как полагает Александр Лукашев, на практике осуществить очень сложно.
— Люди, которые не болеют вирусными или инфекционными заболеваниями, действительно существуют, — говорит, в свою очередь, врач-иммунолог Владимир Болибок. — Это связано с состоянием их иммунной системы.
По словам Владимира Анатольевича, на 75-80% мы защищены врожденным иммунитетом. То есть, наша иммунная система всегда на страже, готова отразить чужеродную атаку. 20% — это адаптивный или приобретенный иммунитет. Он направлен против тех инфекций, с которыми мы уже познакомились, переболев, или от которых были привиты. Их наша иммунная система запомнила, как попавших к нам паразитов. К этим инфекциям формируется приобретенный иммунитет.
Врожденный иммунитет, по словам эксперта, набирает силу примерно к 5-7 годам. В первые годы жизни, когда ребенок знакомится с вирусным и микробным окружением, у него нарабатывается приобретенный иммунитет.
Врач-иммунолог вспоминает староверов Лыковых, которые с 30-х годов жили в строгой изоляции в Саянской тайге и были случайно обнаружены геологами в конце 70-х.
— У них был хороший врожденный иммунитет, они спокойно жили в достаточно агрессивной среде, контактируя с почвенными бактериями, плесневыми и бродильными грибами, с токсины. Ходили в легкой одежде из конопляной ткани, до самых морозом — босиком.
Как только к ним начали приезжать люди со своими бактериями и вирусами, семья начала хворать. Для отшельников, которые 40 лет не контактировали с другими людьми, болезнь стала аналогом коронавируса. В живых осталась одна Агафья, у которой оказался очень высокий врожденный иммунитет.
Эксперт объясняет, как работает наша иммунная система.
— Она управляет процессом воспаления в организме. Воспаление происходит от того, что какие-то клетки нашего организма повреждены. Например, что происходит при коронавирусе? Он внедрился, сидит на слизистой, размножается. Но потом, когда этого вируса становится много, он попадает в кровь, разносится по всем внутренним органам, начинается распад клеток, — тогда начинает действовать иммунная система.
Для чего нужна прививка? Чтобы наша иммунная система начала реагировать, когда вирус только попал на слизистую, а не когда он уже размножился по организму.
Владимир Болибок говорит, что пик функционирования иммунной системы приходится на период 12-30 лет. А потом начинает развиваться так называемый возрастной иммунодефицит. В современном обществе, при относительном медико-санитарном благополучии, когда люди получают все прививки, в реках нет холерной палочки, их не кусают малярийные комары, возрастной иммунодефицит начинает заметно проявляться к 35-40 годам. У населения стран третьего мира — к 30 годам.
Но есть те, кто генетически невосприимчив к вирусам, в частности — к коронавирусу. Ученые всего мира сейчас задаются вопросом, в чем особенность этих людей?
Таких счастливчиков сейчас ищет группа инфекционистов, генетиков и иммунологов из США, Франции, Бразилии, Нидерландов и Греции. Ученые хотят изучить их генетику. Если удастся понять, что защищает человека от коронавируса, то можно будет более адресно разработать лекарственные препараты. На призыв врачей уже откликнулись более 4 тысяч человек, но ученым нужно гораздо больше людей для исследований.
Специалисты НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера определили, например, что защищать от COVID-19 людей могут генетические особенности, такие как высокий уровень лимфоцитов в крови, высокий уровень интерферона альфа.