– С 8 ноября 2021 года вузы и научные организации вправе продолжать проводить обучение в виде самостоятельной работы или в удаленном формате с применением дистанционных технологий, – говорится в официальном сообщении министерства, и это звучит как завуалированный призыв.
Многие вузы откликнулись на него с готовностью: работа уже отлажена и технически, и практически.
– С учетом рисков распространения коронавирусной инфекции обучение по основным образовательным программ в институте с 8 по 13 ноября будет организовано исключительно с применением дистанционных технологий, – пояснили «МК» в пресс-службе МАИ, уточнив, что для этого используются несколько платформ, позволяющих проводить онлайн-лекции, семинары и лабораторные занятия, хранить их записи, вести учёт посещения онлайн-занятий, запускать образовательные курсы, получать и сдавать задания и тесты и так далее.
Сегодня же стало известно, что продлить дистанционку решило и руководство РАНХиГС. В пресс-службе академии уточняют, что пока речь идет о студентах, обучающихся в Москве, решение же о филиалах будет принято в зависимости от эпидситуации в регионах.
– В сутки у нас проходит около 3500 занятий, – рассказал «МК» проректор МФЮА Владимир Шутенко. – Мы организуем смешанный формат обучения: на текущий момент 50% аудиторных занятий, включая лабораторные и практические, проходят очно в учебных корпусах (с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических мер), а лекционные дисциплины преподаются дистанционно.
Он отметил, что смешанный формат необходим для того, чтобы минимизировать пребывание учебных корпусах большого числа студентов одновременно.
– Почти все наши преподаватели 1 сентября были вакцинированы, мы стремимся к 100% (за исключением тех сотрудников, которые уже переболели в течение шести месяцев, либо имеет медотвод), – добавил Шутенко.
А вот руководителей творческих вузов перспектива удаленки совсем не обрадовала.
– Мы в панике, – поясняет ректор «Щуки», народный артист России Евгений Князев. – Театр дистанционно существовать не может.
Он пояснил, что некоторые предметы, конечно, студенты могут пройти удаленно, но отнюдь не творческие – например, не актерское мастерство и не сценическое движение.
– Студент может выполнять самостоятельно какие-то физические упражнения. Но даже когда нужно постоять у станка и потянуться, он должен это делать под присмотром педагога – чтобы тот видел, правильная ли у него выворотность, правильный ли поворот руки. Преподавателю нужно ему линейкой по спине провести: ровная ли, – приводит пример Евгений Князев.
По словам Князева, в прошлый локдаун Театральный институт имени Щукина проводил некоторые занятия удаленно, но все равно потом пришлось наверстывать упущенное: в августе, еще до начала учебного года, всех студентов вызвали в институт и с ними усиленно занимались. «У нас в институте (плюю и стучу по дереву, чтобы не сглазить) нет больных. Почти все студенты привиты – за исключением только тех, кому еще не исполнилось 18 лет, – но и они готовы привиться».
Ещё до каникул, по словам ректора, на занятия в больших аудиториях (например, по движению или танцу) допускали только студентов с QR-кодами.
– Сегодня я слушал главного эпидемиолога страны. Он говорит: «Жить-то нужно. Надо прививаться, оберегаться». Чего я и требую от своих студентов.
Евгений Князев надеется, что, если речь пойдет о принудительном удаленном обучении, для театральных вузов сделают исключение.
Очень надеются на возможность очного обучения и в ГИТИСе.
– Меня, скажу честно, пугает та формулировка, которая предлагается вузам, – поделился с «МК» ректор вуза, театральный критик Григорий Заславский. – Основное внимание уделяется самостоятельной работе, но я не очень верю в возможность самостоятельной работы как основной части образовательного процесса в высшем учебном заведении вообще – а не только в театральном вузе. Но, конечно, здоровье важнее всего – поэтому остывавшую часть дней до восьмого числа мы предлагаем студентам потратить на вакцинацию.
Ректор предлагает ввести в российских вузах ту же практику, что уже существует в некоторых европейских странах: присутствие на занятиях возможно только для тех, кто вакцинировался. Но поскольку такого приказа сверху пока нет, в институте подготовили сразу несколько планов по организации обучения – на случай того или иного варианта развития событий. Например, если институт посадят на полную удалёнку, студенты пройдут до нового года дистанционно весь годовой курс теоретических предметов, после чего им проведут промежуточную аттестацию и отправят на зимние каникулы. Параллельно с теорией у них будут встречи по Зуму с педагогами творческих дисциплин – официально это будет называться не «лекция», а «общение со студентами по творческим вопросам». Очные же творческие занятия будущим актерам проведут после возвращения вузов с удаленки в офлайн.
– Впрочем, это будет сумасшедшая потеря для выпускных курсов, – констатировал Заславский.
В целом же ректор ГИТИСа, как и ректор «Щуки», очень надеется на возможность заниматься очно малыми группами.
– Сегодня прочитал лекцию онлайн – конечно, это не совсем то, – говорит он, – Но я не меньше переживаю за медицинские институты. Я надеюсь, какое то-время еще пожить, и мне бы очень не хотелось, чтобы лет через пять меня лечили врачи, которые учились дистанционно. Невозможно онлайн устроить анатомический театр! Как человек, учившийся в медицинском вузе, могу сказать, что только историю КПСС можно преподавать студентам-медикам онлайн, но такого предмета уже нет.