Алханова, которого называют «боевиком банды Шамиля Басаева», конвоировали в астраханскую психушку для проведения психиатрической экспертизы. 26 октября он оттуда сбежал. Но ушел недалеко. Беглого боевика опознали местные жители в одном из кафе в Трусовском районе Астрахани. До этого он один раз засветился на камерах видеонаблюдения в продуктовом магазине. Понятно, что экстремист хотел покушать, но погубило его пренебрежение правилами профилактики коронавирусной инфекции: на видео заметно, что медицинская маска у него спущена. Если бы он ее носил, как положено, закрывая и рот, и нос, то опознать его было бы не так-то легко.
Тот факт, что Алханов лично ходил в кафе и за продуктами, хотя понимал, что его ищут, говорит о том, что помощников у него не было. Где-то он, конечно, отсиживался целую неделю, но почему-то не сумел выехать даже за пределы области. Очень странное поведение. Обычно побег из тюрьмы предполагает наличие какого-то плана дальнейших действий. Похоже, такого плана у беглеца не было, как и сообщников на воле. Или же его кто-то подвел.
Тем временем, как сообщили некоторые телеграм-каналы, арестован 29-летний младший инспектор по охране УФСИН Денис Кухтин, который подозревается в том, что он за взятку в один миллион рублей рассказал Алханову, где в психбольнице не работают камеры видеонаблюдения, выдал телефон и режущие полотна для ножовки по металлу. Остается только удивляться: если Алханов располагал столь значительными денежными средствами, почему он не смог найти надежное убежище и нанять людей, которые приносили бы ему продукты?
Но загадки на этом не заканчиваются. Как уже писал «МК», много вопросов вызывает сама фигура Алханова. Что о нем известно? Ему 39 лет, то есть родился он в 1982 году. Ранее он уже отсидел 10 лет по обвинениям в приготовлении к теракту, обороте оружия и участии в незаконном вооруженном формировании. Согласно сообщению на сайте Следственного комитета, в ходе расследования уголовного дела о вооруженном нападении на военнослужащих 6-ой роты 104-го полка 76-ой Псковской дивизии Воздушно-десантных войск, которое произошло 29 февраля 2000 года, по подозрению в совершении этого преступления 16 июня текущего года задержан член банды Басаева – уроженец Чеченской Республики Магомед Алханов. Следствие планировало предъявить ему обвинения по статьям 279, 209 ч. 2, 317 УК РФ (вооруженный мятеж, участие в банде и посягательство на жизнь военнослужащих).
Также Магомед Хасанович Алханов, 1982 года рождения, уроженец Чечни, указан на сайте Росфинмониторинга в числе лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Данные совпадают с теми, которые были указаны астраханским МВД.
Нетрудно подсчитать, что Алханову в момент нападения Басаева и Хаттаба на псковских десантников было всего лишь 17 лет. На это обстоятельство указывает его адвокат Евгений Зеленин, чьи слова приводит объявленный иноагентом «Кавказский узел». По его словам, у Алханова нет никаких ранений и шрамов, которые могли бы указывать на его участие в боях. На момент начала первой чеченской войны Алханову было 12-13 лет.
Известно, что после отбытия 10-летнего срока Алханов уехал в Санкт-Петербург, там он три года находился под надзором полиции.
События, участие в которых инкриминируют Алханову, произошли в ночь на 1 марта 2000 года. Тогда около 2000 боевиков Басаева и Хаттаба в районе села Улус-Керт Шатойского района Чеченской Республики атаковали бойцов шестой роты 104-го полка 76-й гвардейской дивизии ВДВ. Бой продолжался около суток. Из 90 военнослужащих погибли 84, также были убиты 370 боевиков. В 21-ю годовщину этих событий Следственный комитет сообщил, что установлены 29 участников атаки, пять из которых находятся в розыске, 18 осуждены. Еще более 45 человек подозреваются в причастности к этому нападению. Этот эпизод второй чеченской войны вошел в историю как бой у высоты 776.