СПРАВКА «МК»: В июле 2020 года в петербургской квартире были найдены расчлененные останки рэпера Энди Картрайта (Александр Юшко). Обвиняемой признали вдову музыканта Марину Кохал. Женщина призналась, что расчленила труп. Объяснила, что таким образом хотела скрыть обстоятельства смерти мужа. По ее словам, мужчина скончался от передозировки наркотиков.
— Почему Кохал вдруг перевели под домашний арест?
— Человек больше года сидит в заключении. К ней уже 8 месяцев не приходят следователи, никаких следственных действий не проводится. Ну что ей делать за решеткой? Кому она опасна? Можно и дома сидеть, ждать. Думаю, основная причина, почему ее выпустили -– следствие приняло затяжной характер, — говорит юрист Ирина Скурту.
— Над делом работают много следователей?
— В самом начале, когда требовалось провести большой объем следственных действий, назначили 10 следователей. Постепенно все они исчезали. Двое ушли в адвокаты, двое уволились. В итоге, оставили одного человека. Дело передавали из рук в руки. Сейчас дело ведет новенькая девушка.
— Почему расследование никак не могут довести до конца?
— Потому что следователи пытаются найти в этой истории криминальную составляющую, определить причину смерти.
— Не получается?
—Дело было летом, тело Картрайта пролежало несколько дней на жаре. Но тем не менее в клетках печени и в волосах покойного нашли наркотики. Факт употребления им запрещенных препаратов нескольких видов подтвержден.
Но, чтобы определить их количество, требуются образцы крови или мочи, а их невозможно было получить. Следовательно, нельзя сделать вывод, что он умер именно от передозировки. То есть криминальный характер смерти не установлен. А у нас существует принцип презумпции невиновности: если вы не можете установить, от чего скончался человек, значит, резюмируется — он умер сам.
— Выходит, следствие уже вряд ли установит причину смерти рэпера?
— Допускаю, никто не установит. Сейчас следствие строит доказательства на предположениях. В самом начале процесса судья не отпускала мою подзащитную из-под стражи, потому что дело только началось. Затем - потому что приобрело широкий резонанс. Теперь, видимо, оно всех уже достало. Я Марине в самом начале сказала, что ее арестуют на то время, пока разберутся, что к чему. Я, бывший следователь, знаю систему. Но мне не пришло в голову, что разбирательства продлятся так долго. Думала, за 2 месяца все выяснят. А они за год не разобрались.
— Какие версии выдвигает следствие?
— Их озвучивали много. Что Кохал, якобы, наколола мужа инсулином, ввела в кому, доколола еще одним препаратом, а потом задушила. Еще выдвигали версию, что она ударила его ножом. Также предполагали, что она его чем-то отравила, а препарат ввела через ладонь. Укол в его ладони Марина объяснила так - когда она увидела тело мужа, то не поняла, жив ли он. Взяла иголку для шитья и кольнула, чтобы проверить. Но ее версию никто не проверял.
— Если нет выводов экспертной комиссии, значит, суд будет делать выводы, основываясь только на словах обвиняемой?
— Пока да. Кроме ее версий, иных вариантов нет.
— Погибшего до сих пор не похоронили?
— Останки до сих пор лежат в морге. Экспертизы же проводят. Хотя могли бы уже давно похоронить человека.
— Родственники музыканта следят за ходом расследования?
— Следят. После того как Марину отпустили под домашний арест, мама покойного возмущалась, как в цивилизованном государстве могли отпустить обвиняемую. Женщину можно понять, она потеряла сына, тем более такой ажиотаж раздули вокруг истории. Ранее родственники Картрайта говорили, что он никогда не употреблял наркотики, иначе они бы знали. Но вряд ли взрослый мужчина звонил маме, которая живет на Украине, и рассказывал все детали своей жизни.
— У Марины есть несовершеннолетний ребенок, что с ним сейчас?
— После ареста Марины ребенка поместили в детский дом. Мы вернули его оттуда. Но за мальчика пришлось повоевать. Год мы судились, добивались его возвращения. Сейчас ребенок живет с родственниками Марины.
Пока Марина с ребенком не встречалась, ей запрещены прогулки. А запирать ребенка в четырех стенах — не самый правильный вариант. Мы намерены просить у суда разрешить Кохал прогулки, ходить в магазин, чтобы она могла жить с ребенком. Пока адвокаты привозят ей еду, выносят мусор.
— Где она сейчас живет?
— Мы арендовали для нее квартиру.
— Что с той квартирой, где все произошло?
— Она опечатана. Мы просили ее вскрыть, чтобы забрать вещи. У Кохал там все осталось, она снимала то жилье 9 лет. Но нам не разрешили. Пришлось покупать новый гардероб.
— Хозяева квартиры тоже не могут туда попасть?
— Хозяева живут в Голландии, им все равно.
— На что живет семья Кохал?
— Мама Марины работает. К тому же им помогают друзья. У подзащитной осталось много приятелей, которые поддерживают ее материально.
— После случившегося друзья погибшего развернули целую кампанию против Кохал. Сейчас поутихли?
— Я помню одного друга Картрайта, который звонил мне и говорил, что Марина — адекватная девушка, с ними в компании не тусовалась, не пила, не курила, все время проводила с ребенком. А потом этот человек выступал на ток-шоу, обвинял Марину в неадекватности. Тогда же появилась якобы любовница покойного, которая просила не отпускать Кохал из-под стражи, потому что она ее боится. Эта дама тоже ходила по ток-шоу, рассказывала, что они с рэпером встречались тайно на съемной квартире. Позже выяснилось, что адрес съемной квартиры, который она назвала, не существует. Правда в том, что она таскала ему пиво, водку втихаря от жены. А Картрайт ведь был зависим от алкоголя, ему нельзя было пить.
— Как дальше могут развиваться события?
— Пока домашний арест Кохал продлили на три месяца. На днях стало известно, что готовы результаты очередной экспертизы. Но уже назначили следующую. Это говорит о том, что предыдущая экспертиза ничего не дала. Пока обвинения выглядят примерно так: причина смерти Энди Картрайта не установлена, он умер в неустановленное время, неустановленным способом, по неустановленным мотивам.
— Долго еще продлится расследование?
— Само следствие может длиться хоть 10 лет. Но максимальный срок содержания под стражей — полтора года. Осталось несколько месяцев, чтобы следствие предъявило полное доказательство вины Марины. В противном случае ее должны отпустить и извиниться.
— Сама Кохал, наверное, тысячу раз пожалела, что связала жизнь с музыкантом?
— Удивительно, но она ни разу не жалела об этом. Как это ни странно звучит, Марина до сих пор любит его. При каждом упоминании о нем, она страдает, переживает и плачет. Вот такая непонятная любовь, которая проявилась в том числе и в ее поступке.
Марина ведь просто хотела, чтобы он запомнился всем светлым, таинственным, а не наркоманом и алкоголиком. Она не жалеет, что вышла за него замуж. Но она сожалеет о его смерти.
Мы с ней много откровенничали. И если я в разговорах допускала мысль, мол, он же жил за твой счет, она меня останавливала: «Не оскорбляй моего мужа, все хорошо и правильно было». Раньше я не знала этого музыканта, ничего не слышала о его творчестве.
Для меня он парень, который приехал с Украины, научился материться в рифму. Он даже гражданство не приобрел, постоянно шлялся, пил, а Марина его искала по друзьям, старалась приводить в порядок, вела его дела. И чем все это закончилось...