«МК» неоднократно писал о том, что набирающая обороты и уже подобравшаяся в годовом выражении к 8% инфляция параллельно со снижением реального размера пенсий делает проблему уровня их индексации весьма острой. Проект бюджета, который принят 28 октября в первом чтении, посчитан исходя из того, что по итогам 2021 года инфляция составит 5,8% - это позволяло представить запланированную индексацию пенсий неработающим пенсионерам с 1 января на 5,9% как выполнение поручения президента обеспечить рост пенсий на уровень «выше уровня инфляции». На смешные 0,1% - но выше.
Эти 5,9% взялись не с потолка. В 2018 году, когда повышали пенсионный возраст, тем же законом на период до 2024 года отменили обычные правила индексации пенсий - на уровень фактической инфляции за предыдущий год. Взамен заранее прописали процент индексации на 5 лет вперед - так, чтобы в среднем ежегодно пенсия неработающих пенсионеров росла на тысячу рублей. Цифра 5,9% - из этого закона. В 2018 году власти исходили из того, что инфляция в ближайшие годы будет не выше 4%, а то и ниже.
Но тут случились пандемия, экономический кризис и быстрый рост цен. Несоответствие реальности подготовленного Минэкономразвития официального прогноза социально-экономического развития на 2022-24 годы, на основании которого был сверстан проект федерального бюджета, стало очевидно ещё в начале октября. Когда Госдума начала обсуждать главный финансовый план страны, МЭР уже говорил о 7,4% годовой инфляции. В итоге Комитет по бюджету и налогам в своем заключении на проект федерального бюджета на 2022-24 годы отметил необходимость «нивелировать риски, связанные с превышением фактической инфляции над плановой». И напомнил, что президент РФ 12 октября уже поручил правительству осуществить некоторые мероприятия «в целях поддержки граждан», страдающих от инфляции: с 2022 года индексировать материнский капитал на величину не прогнозной, а фактической инфляции, достигнутой в предыдущем году, а правительству в течение месяца - представить перечень дополнительных мер поддержки граждан. В заключении того же комитета на проект бюджета Пенсионного фонда, который тоже приняли в первом чтении 28 октября, приводится мнение экспертов РАНХиГС: они отмечают, что среднегодовой размер страховой пенсии в реальном выражении за 2022-24 годы при сохранении запланированного темпа индексации вырастет лишь на 0,5-0,7%, что «крайне незначительно»…
В зале заседаний Госдумы аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин тоже назвал «возникшей проблемой» обгоняющую прогнозы инфляцию. В СП считают, что придется пересмотреть «объемы расходов на пособия и иные выплаты, связанные с индексацией».
Но внятного ответа на вопрос «что правительство собирается с этим делать?» дано не было. Отвечая на вопрос Валерия Гартунга («СР») о том, собирается ли правительство решать вопрос о возвращении индексации пенсий работающим пенсионерам, министр Силуанов четко дал понять, что не собирается, назвав одним из приоритетов поддержку как раз «неработающих пенсионеров, которые не имеют доходов». «Чтобы пенсия позволяла учитывать инфляционные процессы, которые есть, и позволяла увеличивать размер этой пенсии. Мы предусмотрели по тысяче в год, но если инфляция выше плановых значений, как в этом году, мы даем дополнительные меры разовой поддержки»,- сказал он.
Из этих слов следует, что пенсия должна «учитывать инфляционные процессы», но как именно это будет сделано применительно к нынешней ситуации и когда это случится - секрет. И что если инфляция выше плановых значений - потери доходов пенсионеров вполне может компенсировать разовой выплатой. А потом и глава Пенсионного фонда Андрей Кигим заявил, что «разовые выплаты показывают, как могут компенсироваться эти вопросы (инфляции сверх прогнозируемого уровня - «МК».)».
Как известно, по 10 тысяч рублей выплатили в начале сентября всем пенсионерам - и работающим, и неработающим. А до этого, в начале 2017 года, разовая выплата в 5 тысяч рублей тоже была призвана «компенсировать» потери от роста цен - ведь в 2016 году пенсии проиндексировали лишь на 4% при достигнутой в 2015 году инфляции в 12,9%… Аналогичный фокус вполне может быть использован ещё раз. Но, как заметил первый замглавы Комитета по труду и соцполитике Михаил Тарасенко («ЕР»), «эти 10 тысяч повисают в воздухе, они не приплюсовываются к пенсии, не влияют на её размер, это не решение проблемы».
Второй возможный вариант - отложить решения проблемы на после Нового года. Г-н Кигим, отвечая на вопросы депутатов, не случайно сказал, что «до первого квартала ещё есть время». А глава думского Комитета по экономической политике Максим Топилин («ЕР») в своем выступлении напомнил о поручении президента «вернуться к вопросу об основных прогнозных макроэкономических показателях по итогам 2021 года» в начале года 2022-го…
Деньги на дополнительную индексацию, судя по всему, при желании можно найти. В ходе обсуждения в Госдуме говорили о не расписанном ещё по конкретным статьям расходов триллионе рублей, который будет делиться ко второму чтению. Но тогда придётся оперативно внести изменения в закон «О страховых пенсиях» - тот самый, где прописан уровень индексации до 2024 года.
Второе чтение проекта бюджета запланировано на 23 ноября.