Получив сигнал о захвате судна, с российского противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» поднялся в воздух вертолет Ка-27ПС с группой морской пехоты на борту. При виде вертолета пираты поспешили покинуть судно. С корабля была высажена группа антитеррора, которая досмотрела контейнеровоз и освободила экипаж, который забаррикадировался в машинном отделении.
– Вчера, 25 октября, поступила информация о том, что в Гвинейском заливе атаковано судно, – рассказывает Михаил Войтенко. – Кроме координат, никакой больше информации не было. У меня технология отработана, я вычислил, что это контейнеровоз MSC Lucia – «Люция», судно 189 метров в длину и 28 – в ширину. «Повесил» новость – через час пришло подтверждение, что пираты напали на «Люцию».
Контейнеровоз явно не вписывался в расписание, у моряков была пара дней в запасе. Судно то лежало в дрейфе, то курсировало взад и вперед. Это обычная практика. А потом произошло нападение. Пираты, прибывшие на быстроходной лодке, захватили контейнеровоз.
– Сообщалось, что экипаж, действуя строго по инструкции, укрылся в машинном отделении.
– Да, подобные укрытия-цитадели есть практически на каждом судне, особенно на тех, которые идут в опасные районы. Цитадели – те места, где можно забаррикадироваться так, чтобы снаружи в них невозможно было попасть. Чтобы проникнуть в укрытие, придется долго и нудно заниматься резкой металла. В этих цитаделях есть минимальный запас продуктов, средства связи. Туда спускается весь экипаж, подает сигнал бедствия и ждет помощи.
– Насколько был велик экипаж контейнеровоза?
– Человек 20-22.
– Что у них был за груз?
– Они шли из Ломе – столицы Того, на борту было сотни контейнеров с самыми разными товарами. Пираты могли напасть на «Люцию», чтобы, как обычно, похитить часть экипажа, а потом потребовать выкуп. Их целью мог быть и груз, потому что самые ценные грузы по морю перевозят именно в контейнерах.
– Сколько километров было от места захвата до ближайшей суши?
– До нигерийских вод, до ближайшего городка Варри, – 140 миль, примерно 250 километров. Но пираты нападают не с суши – они находятся на судах-матках, которые способны выходить в открытое море. А для атак уже спускают на воду быстроходные лодки. У них есть вся информация, какие суда и с чем идут. Гвинейский залив был и остается самым опасным регионом в Мировом океане в плане нападения пиратов.
– Пираты – это международные криминальные группировки?
– В Гвинейском заливе действуют в основном выходцы из Нигерии. Это крупнейшая страна Африканского континента по численности населения. Многомиллионное население в большинстве своем живет в нищете. Весь мир знает нигерийские «письма счастья», в которых мошенники просят помощи в денежных операциях, обещая солидные проценты с сумм. Если получатель попадается на крючок, у него потом выманивают все большие суммы – якобы на уплату сборов, оформление сделок, взятки чиновникам и так далее.
Зарплаты у жителей Нигерии низкие, а часто вообще нет никакой работы, поэтому изначально многие готовы к криминальным действиям. Сейчас экономика идет на спад, мир все больше скатывается в экономический кризис, так что не за горами новая волна пиратства. А вооружены морские разбойники не слабо: автоматами и пулеметами.
– Гражданские суда типа «Люции» не могут на борту иметь оружие?
– В том-то и дело, что нет. В Андомском заливе, например, где в свое время действовали сомалийские пираты, эту проблему решили кардинально. Ни одно государство там не в состоянии было контролировать морских разбойников, потому что все происходило в международных водах. Тогда судовладельцы начали массово нанимать частную вооруженную охрану. И сомалийское пиратство тут же исчезло.
То же самое можно было сделать и в Гвинейском заливе. Но абсолютно все страны, расположенные там, при горячей поддержке Организации Объединенных Наций (ООН), выступили категорически против любого оружия на борту гражданских судов. Экваториальная Гвинея, например, запретила даже невооруженную частную охрану на судах. Там везде бизнес…
– Как поняли, что 25 октября в спецоперации задействованы морпехи Северного флота?
– Ближе к вечеру увидел, что рядом с «Люцией», которая не имела хода, лежит в дрейфе танкер «Академик Пашин» – вспомогательное судно, средний морской танкер снабжения ВМФ. Ранее сообщалось, что в Гвинейский залив направили российских военных. Понятно, что рядом со вспомогательным судном должен был находиться большой противолодочный корабль. Подобные военные корабли не отсвечиваются на системе отслеживания судов в режиме реального времени. Это касается военно-морского флота всего мира.
Потом в Минобороны РФ подтвердили, что был задействован БПК «Вице-адмирал Кулаков». Российские военные бросились на помощь «Люции». При появлении грозного палубного вертолета Ка-27ПС пираты начали спрыгивать в лодку и с большой скоростью понеслись в сторону суши. Вертолет облетел контейнеровоз. А потом с корабля на «Люцию» высадилась группу антитеррора.
– В составе экипажа могли быть и граждане России, и граждане Украины, – говорит Михаил Войтенко. – Осталось дождаться подтверждения, что все живы и здоровы, что экипаж от действий пиратов не пострадал.
Сделав паузу, Михаил определил, что в данный момент «Люция» следует куда и было запланировано: в порт Дуала, в Камерун. Рядом с контейнеровозом идет морской танкер «Академик Пашин». А скорее всего, «Люцию» сопровождает весь российский отряд, в состав которого входят и большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», и спасательный буксир «Алтай». В Минобороны РФ подтвердили, что российские моряки уже три недели следят за надводной обстановкой в Гвинейском заливе с помощью палубной авиации, обеспечивая тем самым безопасность гражданского мореплавания.