Миллионные инвестиции
Компания «Медтех» пришла со своим коммерческим предложением в Сибайскую ЦГБ в далеком 2016 году. Тогда и местным чиновникам, и предыдущему руководству больницы идея частно-государственного партнерства очень понравилась. Казалось, от сделки выигрывают все: больница получает вместо заброшенных помещений склада отремонтированные кабинеты, частник делает бизнес, а жители города могут рассчитывать на качественное обслуживание, как за свой счет, так и по полисам ОМС.
– Когда мы планировали вложить деньги в свое дело, мы проводили долгий и внимательный анализ ситуации в городе и регионе в целом, готовили проект два года, прошли все инстанции, вложили большие деньги, – рассказывает представитель компании «Медтех». – Договор об аренде был заключен на 10 лет! Мы работаем по госгарантии, то есть у нас есть квоты для горожан. Наш МРТ-кабинет может обслуживать до 15 тысяч пациентов по ОМС в год. Но пока у нас есть квоты лишь на 2 500 человек. Хотя, например, в этом году, когда в ЦГБ сломался аппарат КТ, мы пошли навстречу коллегам и проводили МРТ легких пациентам, у которых было подозрение на коронавирус.
Кабинет МРТ заработал в ноябре 2017 года. Наличие частников под боком не то что не беспокоило начальство ЦГБ, а наоборот. Но вскоре руководство сменило ключевые кадры и изменилась политика в отношении «Медтех».
Шило на мыло?
С приходом нового главврача Радика Надыргулова администрация Сибайской ЦГБ начала активные действия.
– В прошлом году, – рассказывает сотрудник «Медтеха», – частникам предлагали покинуть отремонтированные помещения, так как в больницу собирались закупить ангиограф. Но тогда арендаторам помог тот факт, что помещение, оборудованное для МРТ, по СанПиН не подошло для другого вида оборудования. Тишина длилась недолго. Летом этого года было объявлено о намерении в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды для «выполнения госзаказа», а именно, чтобы на место частного МРТ установить новый, приобретенный за счет федерального бюджета.
– На его покупку из федеральной казны выделяют порядка 105 млн рублей, – продолжает представитель. – Для чего тратить такие деньги на МРТ-аппарат, если оборудование уже стоит при больнице и работает, в том числе по госзаказу? Ведь мало поставить МРТ, его нужно обслуживать, на нем должны работать специалисты – это все большие затраты. Откуда у больницы столько средств? Для примера: в больнице появился аппарат КТ, снимки делали, но расшифровки приходилось ждать несколько дней. И еще остается открытым вопрос: дадут ли им в принципе на МРТ больше квот, чем есть сейчас у нас?
Получается какая-то странная ситуация, вместо того чтобы пользоваться уже работающим оборудованием, больница предполагает установить новое, которое еще не известно, когда заработает, да и будет ли кому работать на нем? МРТ – это не коробка с бинтами – купил и пользуйся. Это высокоточное тяжелое оборудование, которое требует особых знаний.
Зачем создавать трудности?
Буквально в нескольких километрах от Сибая похожая ситуация привела к плачевному концу. По данным сетевого издания «Медиакорсеть», «есть коллективная жалоба от членов первичной профсоюзной организации Белорецкой ЦРКБ на имя главного врача, в которой они сетуют на урезание дополнительных выплат за выслугу лет и квалификацию. Причиной медики называют наличие большой кредиторской задолженности… Речь идет, в частности, и о закупке дорогостоящего оборудования за счет целевых федеральных и региональных средств, но без учета финансовых затрат учреждения при его дальнейшей эксплуатации».
Так зачем создавать подобные трудности в Сибае? Неужели нет других вариантов, как потратить 105 млн рублей? Может быть, целесообразнее купить МРТ в другие города, где вовсе нет такой техники.
– Нам, чтобы съехать, нужно ломать стену, ломать клетку Фарадея – это около 30 млн просто на переезд, – говорят сотрудники. – МРТ–аппарат нельзя сложить, как стульчик, и перенести в другое место! Когда нас пытались выселить весной прошлого года, мы обращались за защитой в федеральный Минздрав. Тогдашний заместитель министра Владимир Уйба, выступая на одном из совещаний, рекомендовал больницам не брать на баланс тяжелое оборудование. Он предложил привлекать инвесторов и покупать у них готовую качественную медицинскую услугу 24/7. И вот мы – инвесторы, и как с нами хотят поступить?
Еще одна интересная деталь в этом деле: совсем недавно глава Башкортостана Радий Хабиров лично посетил в Октябрьском сосудистый центр, который был создан в рамках ГЧП. Он отметил, что такой положительный опыт взаимодействия власти и бизнеса в области здравоохранения будет крайне востребован в будущем.
«За счет бюджета и по плану такой центр в городе Октябрьском появился бы не ранее 2023 года. Мы благодарны предпринимателям за инициативу и дальше будем также всесторонне поддерживать подобные проекты и оказывать содействие социально ориентированным инвесторам», – написал Радий Хабиров о впечатлениях после посещения центра на своей странице в социальных сетях.
Что же получается, в одном городе частным компаниям честь и хвала, а во втором от них хотят избавиться? Странно как-то ведется политика на местах.
Обидно в этой ситуации за всех. И за частников, которые вложили свои кровные и честно работали. И за жителей города, да и за саму больницу, ведь от таких шагов руководства в итоге могут пострадать простые медработники.
Просим Министерство здравоохранения обратить внимание на эту ситуацию и будем следить за ходом событий.